Гагарин Григорий Григорьевич
(29 апреля 1810 г., Санкт-Петербург — 30 января 1893 г., Шательро, Франция)
Обергофмейстер двора Его Императорского Величества; художник-любитель. Родился в Москве. Детство свое до 13-летнего возраста он провел при родителях в Риме, где отец его был посланником, и Париже. Затем он был помещен в Collgio Tolomei в Сиенне, где и окончил курс в 1826 году. В течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене. В 1829 году был определен в ведомство государственной коллегии иностранных дел акткариусом, с причислением временно к посольству в Париже, сверх штата, и служил в ведомстве иностранных дел.
Возвратившись в 1839 г. в Петербург. В 1840 г. наместник Кавказа князь М.С. Воронцов, по почину князя Гагарина, представил в академию художеств проект: об учреждении в Тифлисе особенной художественной школы, как подготовительной для изучения основных начал искусства по кавказским памятникам, и о командировании с тою же целью на Кавказ художников. В 1841 г. был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции князя Чернышева в Дагестан. В этот период он составил проекты множества православных церквей: в Хасавюрте (Дагестан); церковь в Кутаисе, церковь в Мухравани, Грозном, Боржоме, Алагире, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Елисаветполе, Екатеринодаре, в доме экзарха Грузии, в укреплении на Белой речке и в Шкартах.
Создавал декорации в тифлисском театре, возобновлял живопись в тифлисском Сионском соборе, заведовал художественною частью гранильной фабрики горного ведомства и картонно каменной фабрики при тифлисской военной рабочей тюрьме и, наконец, написал несколько батальных и бытовых картин.
В творческом наследии Гагарина теме Кавказской войны принадлежит значительная роль. По сути, он стал летописцем этой войны, создав на Кавказе множество графических зарисовок и этюдов масляными красками. Некоторые из них по возвращению в Петербург он превратил в завершенные картины о жестокости войны, о мужестве духа российского солдата. Гагарин подробно изучал быт и искусство народов Кавказа, что нашло образное отражение в альбоме “Живописный Кавказ” (1847 г.). В развитии русской батальной живописи большую роль сыграли реалистические полотна Гагарина “Сражение при Ахатли” (1841 г.), “ Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем “ (1849 г.), “Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара-Агачем” и др.
В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне, как президенте Академии Художеств. По его почину, Высочайше назначено было на приобретение нужных для иконописного класса книг, моделей и прочего, собственно в России, отпускать из Государственного Казначейства, в течение четырех лет, по 4000 рублей серебром в год; командированы были профессор А.М. Горностаев - для собирания художественных предметов в разных губерниях России и П.С. Севастьянов - на Афон; наконец, учрежден при академии древне-христианский музей. Поездка Севастьянова увенчалась полным успехом, он привез между прочим, иконных изображений: на стенах (фресок) 300, на досках 100, в рукописях 640, заставок и букв до 500, мозаичных 12, эвальированных 12, шитых 44, разных 147; по ваянию - рисунков церковной утвари 131; по зодчеству - рисунков церковных зданий и украшений до 250; по полиграфии - греческих рукописей 4067, славянских 522, печатных славянских 90, актов до 300. В 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был сделан вице-президентом помянутой академии.
Президент академии художеств Великая Княгиня Мария Николаевна начала принимать меры к лучшему устройству академии. Древняя церковная византийская живопись, служившая образцом для наших иконописцев, после падения Константинополя, как известно, уцелела преимущественно на св. горе Афонской. Остатки этой живописи заключались не в одних иконах, но и в фресках. Чтобы сохранить эти драгоценные образцы византийской живописи лучших ее времен и усвоить их нашему Отечеству, Великая Княгиня Мария Николаевна в 1850 году учредила при академии специальный класс для образования живописцев к распространению иконописания.
В 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу с чином тайного советника. Должность вице-президента академии занимал до 1872 г.
Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нем любви к искусству. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментистики. Будучи вице-президентом Академии Художеств, основал при ней древнехристианский музей и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу, - старания, которые, однако, не привели к прочным результатам. Из художественных произведений князя Гагарина, кроме росписи Сионского собора, известны еще рисунки для роскошного издания "Le Caucase pitoresque".
Скончался в Шательро, во Франции. Похоронен 25-го января 1893 года в своем имении Карачарове, при церкви села Сучков, Корчевского уезда Тверской губернии.
Армянка. Г.Г. Гагарин.
|
Проповедь Магомета. Г.Г. Гагарин.
|
Портрет В.И. и В.А. Арнаутовых. Г.Г. Гагарин.
|
|