Меценатство
(от латинского имени Gaius Cilnius Maecenas)
Бескорыстная материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), и другое участие в развитии культуры и науки, осуществляемые в порядке личной инициативы богатыми людьми.
Название произошло от имени римского богача, приближённого императора Августа, Гая Цильния Мецената, жившего в I в. до н.э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Он стал символом, имя его пережило века. Меценатами называют людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т.д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. В России, надо, полагать, употребление слова «меценат» появилось во времена петровских преобразований.
Понятие «меценатства» негромко конкурировало с исконной благотворительностью, свойственной и органичной русскому характеру. Благотворительность, пожалуй, имеет более широкий характер, чем понятие, пришедшее к нам из античности. Специалисты, юристы, в частности видят известную разницу между двумя понятиями, указывая, что благотворительность, во всяком случае в историческом прошлом, была надежной, постоянной и продолжительной во времени. Меценатство подчас одноразово, оно склонно поддерживать конкретные проекты, извлекая из их реализации некое приращение имиджа, известности, веса в обществе. В последние годы вошло в оборот понятие спонсорства. Оно предполагает определенные преимущества в пользу дарующего. В основном по части более широкой известности его в обществе. В обыденной жизни люди не видят особой разницы между теми и другими. Отметим только, что меценатам и благотворителям свойственно созидательное начало, чувство сопереживания, подчас высокая мораль, поддерживаемая сильной верой и патриотизмом.
Вероятно, этими качествами обладал Ярослав Мудрый. При нем создаются первые монастыри, воздвигнут величественный Софийский собор. Его любовь к книжности побудила, как мы сказали бы нынче, спонсировать переводы византийских сочинений на славянский, он содействовал развитию летописания.
В XVIII веке меценатами, благотворителями становится просвещенное дворянство, щедро наделенное землями и крепостными в царствование Петра Великого и Екатерины II. Характерный персонаж – Николай Петрович Шереметев, истинный меценат, коллекционер. Художественные сокровища Останкинского и Кусковских дворцов общеизвестны. Напомним об еще одном деянии графа. В память об умершей жене – крепостной актрисе П.Н. Жемчуговой-Ковалевой он превратил строящийся дворец в благотворительный комплекс - Странноприимный дом. Он и поныне служит нам верой и правдой, в его стенах находятся Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Музей истории медицины.
Яркую память о себе оставил в Москве Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Свое состояние екатерининский орел оставил дочери – красавице Анне. Она не вышла замуж, посвятив жизнь благотворительности. Ее объектом стали церкви и монастыри. В 1812 году Анна Алексеевна внесла на нужды народного ополчения самый крупный вклад – 100 тысяч рублей.
Расцвет меценатства наступил во второй половине XIX в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной деятельности. Так, на средства Ф.Е. Морозовой строились и украшались многие старообрядческие храмы, С.Т. Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич - великолепное здание Художественного театра.
Бахрушин Александр Алексеевич передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина - основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук. Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование - давняя традиция этой семьи. Пётр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил его Историческому музею с собранием, насчитывавшим около 24 тысяч предметов.
Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Основу крупнейшего в мире музея русского искусства - Третьяковской галереи составила коллекция купца П.М. Третьякова, основанная в 1856 г. и переданная им в 1892 г. в дар Москве. Крупный железнодорожный промышленник Савва Иванович Мамонтов, человек разносторонне одарённый, большой знаток и ценитель искусства, создал в своем имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединявший таких талантливых мастеров русского искусства, как В.Д. Поленов, М.А. Врубель, В.М. Васнецов, В.А. Серов и других. На сцене Частной оперы в Москве, основанной на средства Мамонтова, расцвёл талант Ф.И. Шаляпина. Около 1987 г. в России начал свою деятельность Фонд Сороса.
Купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков.
|
Орден "Меценат - Серебряный Крест".
|
Татарский меценат Мухаметрахим Юнусов.
|