Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Минимализм


(от латинского minimum — наименьшее)

Стиль минимализм1) Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее результат процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в первой половине 1960-х г. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической американской живописи 1950-х г., поп-арте. Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-1960 г. серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-1963 г. Термин "минимализм" принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и представителей поп-артиста, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — “прохладное искусство”, “АБВ-искусство”, “серийное искусство”, “первичные структуры”, “искусство как процесс”, “систематическая живопись”. Среди наиболее репрезентативных минималистов — К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как “специфический объект”, отличный от классических произведений пластических искусств. Самостоятельную, роль играет освещение как способ создания минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 1960-х г. Художники США, углубляясь больше в трехмерное, а не в двухмерное, помогли минимализму стать основным и влиятельным значением нового искусства. Минималистические объекты: трубы, монолиты — ничего не означают, ничего не символизируют, кроме себя. Это мнимые произведения, которые должны возбудить скуку у зрителя. Наиболее яркий представитель этого направления — Тони Смит. Минимализм ограничивает пластическое выражение до самых элементарных структур. Множество скульптур Смита составлены из собранных вместе кубических коробок. Всемирно прославился британец Антон Царо использовавший в своих произведениях готовые балки. Смиту больше нравилось показывать свои работы под открытым небом, Царо — напротив, с удовольствием создавал закрытые пространства.

Стивен Райх (2006 г.)2)  В музыке - современная композиционная техника, придерживающаяся при создании музыкальных структур принципа минимального числа элементов и упрощенной связи между ними. Составляющие критерии минимализма: минимальное число включаемых фигур (моделей), малый (чаще диатонический) звукорядный состав включаемых фигур, простые внутривременные звуковые отношения их между собой, нарочитая повторяемость мелких ячеек звуковой ткани, незаметные на микроуровне изменения музыкального материала, фазовая (мобильная) на микроструктурном уровне темпозонная рассогласованность движения метрических линий, которая не выписывается в нотном тексте (ввиду невозможности фиксирования) и разъясняется авторскими словесными инструкциями.

По времени звучания такие произведения у некоторых композиторов длятся по нескольку часов. Минималистская музыка часто приобретает медитативный характер и имеет сходство с некоторыми пластами традиционной музыки Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.

Минималистская музыка, сходная по эстетике с прикладной, часто фактически выполняет фоновую функцию в эфирном времени в программах вещательных радиостанций. Для воплощения минималистских экспериментов часто применяется электронная аппаратура (синтезаторы, компьютеры). Минимализм как течение зародился в США в 1960-х г. XX в. Яркими представителями минимализма в музыке являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт. Технику минимализма использовала известная немецкая рок-группа "Kraftwerk" в диске "Ralf and Florian" и другие.

Минимализм в интерьере
Минимализм в интерьере.

Фрагмент инсталляции Сола Ле Витта
Фрагмент инсталляции
Сола Ле Витта.

Иллюстрация в стиле минимализм
Иллюстрация в стиле минимализм.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.