Митра
(по-гречески mitra - "пояс, повязка")
1) В православной и католической церквях - позолоченный и украшенный вышивкой, драгоценными камнями и религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.) и некоторыми заслуженными священниками.
Православие.
Митру носят архиереи, архимандриты, а также священники, которым право ношения митры дается в качестве награждения (священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными); головной убор формы, близкой к сферической. Иногда на митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима. Однако, существуют протоиерейские и архимандричьи митры и без икон. До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В современной практике Русской православной церкви архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только предстоятель церкви. Начальник Иерусалимской духовной миссии в сане архимандрита также носит митру с крестом.
Католицизм.
В латинском обряде Католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права латинской церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие подлинной юрисдикцией (от латинского vera iurisdictio). Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.
Сначала это была конусообразная, остроконечная шапка из мягкой ткани с двумя ниспадавшими лентами, в которой со временем образовалось углубление спереди назад, т.ч. получились два выступа, преобразованные в дальнейшем в стоящие вертикально и суживающиеся кверху рога. На монетах раннего средневековья с изображенными на них епископами анфас митры предстает в виде двойной шапки с лентами по сторонам. К середине 12 в. стало обычаем носить митру так, чтобы рога приходились не над висками, а над лбом и затылком. В соответствии с этим изменилось и изображение митры на монетах духовных правителей.
Мирту также носит высший священнослужитель в иудаизме и в митраизме.
2) В древневосточных религиях - один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности. Митра — бог дневного света, податель жизни; в своей специфической функции — гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора (от индоиранского «митра» — договор). Бог дружбы, защитник истин. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою.
Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы. Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные. Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы.
Так как культ Митры допускал участие в нем только мужчин, религиозные обряды, в том числе инициационные, производились в пещерах или в специально выкопанных подвалах. Считалось, что Митра соперничает с богом Солнца, однако позже его самого стали отождествлять с Солнцем. Изображали Митру обычно вместе с жертвенным быком, которого, по преданию, он победил как воплощение зла, созданного Ормуздом.
Митраизм.
В последние века до н.э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н.э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.
Из-за своего восточного происхождения культ Митры часто связывался с астрологией. В то же время считалось, что Митра - это спаситель, указующий людям путь к вечной жизни, и поэтому культ Митры составлял серьезную конкуренцию христианству. Не случайно поэтому день рождения Митры - 25 декабря - стал днем рождения Христа. Впервые в римской литературе о культе Митры упоминает Стаций в первой книге "Фиваиды", однако греки знали о персидском боге Митре уже по крайней мере со времен Геродота, подтверждение тому - распространенное имя Митридат.
Католическая митра. |
Сцена тауроктонии (Митра убивает быка). Римский рельеф III века.
|
Митра Патриарха Никона. 17 век.
|