Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рим Древний


(по-латински Roma antiqua)

Римский Колизей Одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу Риму, в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (по-латински aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином, для своих войск) и хризмы (нательный крест).

Римская культура (мифология, философские воззрения, юриспруденция, исторические и естественные науки, литература, медицина, театр, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, архитектурные сооружения) являющаяся конечным этапом развития культуры античности, имела большое значение в развитии европейской цивилизации. Её истоки – богатейшее культурное наследие древних греков, а также местные этрусские и древнеримские традиции.

Октавиан Август (скульптура ок. 30 года н.э.)Главенствующим направлением искусства в Риме была архитектура, с присущими ей инженерно-конструктивными поисками, базирующимися на ясных рационально-практических началах строительства. Основное место занимала скульптура (статуя, бюст), проникнутый пристальным вниманием к человеческой индивидуальности, а также рельеф, созданный по мотивам действительных событий истории, много значивших для Рима. Мифология Античности, являющаяся основой искусства Древней Греции, не имела такого же важного значении в римском искусстве. Самые значительные достижения зодчества Древнего Рима относятся ко времени расцвета Римской империи (20-е г. I века до н. э. – II века н. э.)


Для архитектурных сооружений этой эпохи характерен монументализм и пластика архитектурных масс, большие, динамически взаимосвязанные внутренние пространства, главенствующая роль арки и форм, производных от неё (купола, свода), облицовка стен кирпичом с мраморными вкраплениями и камнем, широкое применение скульптуры и декоративной живописи. Отличительной чертой древнеримской архитектуры зрелого периода является ордерная аркада (система поясных ордеров, которая накладывается на стену, прорезанную арками). Она придавала строениям отчётливую ритмическую упорядоченность и масштабную величавость. Римский Колизей – крупнейший амфитеатр Древнего Рима – наиболее классическое воплощение подобной системы.

В период империи архитектура служит прославлению императора и провозглашения могущества Рима, что заметно уже в сооружениях времени правления в Риме Августа (августовский форум, к. I века до н. э. – начало I в. н. э.). Основными видами таких мемориальных сооружений становятся триумфальная колонна и триумфальная арка. Надгробия превращаются в грандиозно крупные сооружения.

Для скульптуры эпохи поздней республики характерны портретные статуи (в том числе и «тогатусы» - тип статуи, изображавшей оратора в тоге) и бюсты, с присущей им резко очерченной пластической структурой, заострённой правдивостью образов и суровой простотой (голова Брута – бронзовой статуи, созданной в III веке до н. э.)  Официальной скульптуре эпохи ранней империи присущи идеализированные тенденции, исчезает индивидуализация личности скульптурных прототипов. Но при этом для произведений характерна динамичность движения, светотеневые контрасты, утончённость пластической разработки форм. К примеру – виртуозное изображение женских причёсок в портретах эпохи Флавиев, 60-е – 90-е годы.

Фрески на доме в Помпеях В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

История римской литературы V–I в. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 г. до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III в. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

Япиг удаляет наконечник стрелы из ноги Энея
Япиг удаляет наконечник
стрелы из ноги Энея.
Фреска из Помпеи.
I век до н.э.

Триумфальная арка Константина (Рим)
Триумфальная арка Константина. Рим.

Настенная роспись в доме Августа
Настенная роспись
в доме Августа.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.