Высшие художественно-технические мастерские
(ВХУТЕМАС)
Московское учебное заведение, созданное в 1920 году в г. Москве путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Один из центров, где закладывались основы системы обучения художников-конструкторов. На производственных факультетах была начата подготовка художников нового типа — создающих окружающую человека предметную среду (бытовые вещи, орудия труда, жилой и общественный интерьеры и т.п.).
Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Основные помещения находились на Мясницкой улице, 21б.
Факультеты:
Художественные:
- Живописный
- Скульптурный
- Архитектурный
Производственные:
- Полиграфический
- Текстильный
- Керамический
- Деревообделочный
- Металлообработки
В конце 1920 года на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа, наряду с мастерскими, где студенты знакомились с ордерной архитектурой (И. Жолтовский, И. Рыльский, А. Щусев), возникло две мастерских с новой методикой преподавания. В одной объединились Н. Ладовский, В. Кринский и Н. Докучаев, в другой — И. Голосов и К. Мельников.
В разное время во Вхутемасе преподавали А.Е. Архипов, В.В. Кандинский, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, Л.М. Лисицкий, К.С. Мельников, П.В. Митурич, А.М. Нюренберг, А.М. Родченко, В.Ф.Степанова, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский, П.А. Флоренский. Здесь училась А.Г. Кольцова-Бычкова. В 1926 году реорганизован во ВХУТЕИН.
Лыжник. И.Д. Кулешов. 1929 г.
|
Модель памятника-башни III Интернационала. В.Е. Татлин. 1920 г.
|
Рабочий. Н.И. Лапшин. 1928 г.
|