Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Напряжение

Огата Корин. Ирисы. Роспись ширм. Начало 18 в. Музей Нэдзу, Токио Напряжение - результат взаимодействия двух противоположных сил. Его пространство не является физическим, так что речь идет о качестве, которое нельзя измерить. Напряжение больше подчиняется ощущению, похожему на неуравновешенность, вибрацию или на присутствие чего-то, чего «нет», порожденного тем, что «есть».

Говоря о напряжении, первый графический образ, который приходит на ум, - это натянутый лук со стрелой. Если его проанализировать, то можно утверждать, что напряжение - это плод двух противоположных сил: тетивы лука и силы руки, направляющей стрелу.

Гераклит, древнегреческий философ досократовского периода, доказал, что жизнь возможна только благодаря борьбе противоположностей: например, дерева не существовало бы без противопоставления семени и земли, а дня и света не было бы без ночи и темноты. В области морали добро и зло - две стороны одной медали: одно обуславливает существование другого. Это классическая борьба, которую греки персонифицировали в фигурах бога Аполлона, являющегося символом пропорциональности и совершенства, и бога Диониса, воплощающего инстинкт и нерациональность, страсть.

Продолжая рассуждать на примере графических образов, мы видим, что та жизнь, то волнение, которые человек испытывает, глядя на произведение искусства, обязаны своим появлением напряжению между противоположностями. Эти противоположности мы как раз можем оценить и проанализировать.

Доменико Эль Греко [Доменикос Теотокопулос] (ок. 1541 — 1614) Эсполио (Срывание одежд с Христа). 1577–1579Чтобы понять тему напряжения на конкретных примерах, присмотритесь к бронзовой статуе, изображающей бога греко-римской мифологии Меркурия, работы итальянского мастера Джамболоньи, одного из лучших представителей маньеризма. В этой скульптуре автор прекрасно воплотил свой замысел: бог бросает откровенный вызов законам притяжения: его стройное тело, балансируя на левой ноге, удерживает равновесие на дуновении Эола, бога ветров.

Джамболонья потратил более пятнадцати лет на решение технических задач, которые поставил перед ним замысел этого произведения. Результатом явился шедевр, ставший необыкновенным образцом легкости, достигнутой благодаря тщательному изучению сил и весов. Этот шедевр порождает обман зрения: кажется, что бог парит в невесомости.

Картина Эль Греко «Срывание одежд» содержит невероятное напряжение сил в воплощенном на ней действии. Эль Греко изображает драматический момент, когда римские солдаты срывают с Христа одежды перед тем, как распять его. Напряженность выражается с помощью толпы людей, которые направленностью своих взглядов и протестующими жестами создают определенный эмоциональный хаос, контрастирующий с невозмутимостью, которую излучает фигура Иисуса. Спаситель вносит элемент порядка и спокойствия в напряженное и постоянно движущееся пространство. Темно-красный цвет его одеяния также подчеркивает это в контрасте с остальными элементами композиции, выдержанной в землистых и голубых тонах, значительно более приглушенных, чем туника Христа.

Произведение Огата Корин под названием «Ирисы» принадлежит к японской культуре, конкретно к стилю школы Ринпа. Это роспись ширмы, состоящей из шести частей. Художник написал цветы, используя зеленый и синий цвета на светлом фоне. В изображении ирисов простота сюжета сочетается с необычайной изысканностью и красотой форм. Эффектность композиции, написанной с большим изяществом (что свойственно этой школе японской живописи), основана на том напряжении, которое производит сочетание светлого фона зеленовато-золотистого цвета и темных тонов растений, словно вырезанных в нем. Благодаря таланту художника зритель ощущает живое очарование этих растений, виртуозно усиленное фоном.

Напряжение — не только на эмоциональном уровне, но и с формальной точки зрения — это элемент, изучаемый и используемый художниками на протяжении всего XX в., особенно экспрессионистами и футуристами. На картине Умберто Боччони, художника, принадлежавшего к футуристическому движению, «Уличный шум проникает в дом», композиция определяется резким противопоставлением линий и форм в умышленно хаотичном пространстве, чтобы отразить изменчивую и динамичную действительность большого города.


Джамболонья Меркурий
Джамболонья.
Картина Меркурий.

Умберто Боччони. Картина Уличный шум проникает в дом
Умберто Боччони.
Уличный шум проникает в дом.

Леонардо да Винчи. Картина Мадонна. 1510 год
Леонардо да Винчи.
Мадонна. 1510 год.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.