Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гемма


(по-датски gemma)

Камея на морской раковине Кусок какого-либо твердого камня, полированный, с вырезанною на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних, изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа.

Гемме первой категории присвоено итальянское название интальи, вторые называются камеями. Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще глубокой древности, и его технические приемы были издавна почти те же самые, что и в настоящее время, а именно, заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленною из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение с помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обыкновенно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон.

Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов - вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т.п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат, причем художник нередко пользовался этой разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезая рельеф, например в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном.

Иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, например на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, лапислазурь и т.д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее, вследствие легкости его отливки в форму, распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины.

Император Август (камея из сардоникса)Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикиян и индийцев. Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана. Среди многочисленных античных гемм, сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются:

  1. Так называемый "Мальмезонский камей" или "камей Гонзага", хранящийся в Эрмитаже, в Петербурге(оникс, высотой в 0,15 м., представляющий грудные портреты Птоломея Филадельфа и его сестры и жены, Арсинои;
  2. "Августовская гемма", в венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богинею Ромой;
  3. "Тиверианский камей", в парижском кабинете резных каменьев (агат, высотой в 0,32 м., с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов);
  4. "Брауншвейгский агат", в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Диметры, в 12 фигурах на 3 полях).

С упадком античной цивилизации, для глиптики, точно так же, как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Эпоха Возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему, вместе с античным характером, почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты современных лиц. С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее, следуя, в своем движении, за историческим ходом прочих отраслей искусства.

Шкатулка из нефрита с интальей

Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368 – 1448 г.) и знаменитого ваятеля Донателло (1383 – 1466 г.). Продолжателями их направления явились, в XVI ст., наряду с итальянскими мастерами, П. М. Да-Пешиа (процветавший в 1513 - 1521 г.), М. Дель-Нассаро (умер в 1547 г.), Дж. Бернарди ди-Кастель-Болонезе (1495 – 1555 г.) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы. Во Франции в эту же пору прославился в особенности Жорж де-Фонтене, прозванный Кольдоре. Наступившее в XVII в. господство стиля барокко вызвало в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу, благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой - распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилеотеки).

Значительнейшими резчиками гемм в XVIII ст. были итальянцы Ант. Пихлер (1697 – 1779 г.) и его высокодаровитый сын Джованни (1734 – 1791 г.), нюренбержец И.Х. Дорш (1676 – 1732 г.), француз Ж. Гюе (1715 -1793 г.), его ученик Ж.М. Симон (1749 – 1834 г.) и К.Л. Лебрехт (1749 -1827 г.), главный медальер Петербургского монетного двора, руководитель императрицы Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом. В XIX ст., вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода, резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780 – 1851 г.), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане). Дж. Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней Академии художеств К. Фишер (1802 – 1862 г.).

В настоящее время, во многих городах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам. Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполе, Вене и Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине.

Инталья на горном хрустале
Инталья на горном
хрустале.

Камея Гонзага
Камея Гонзага.
Многослойный агат.
Александрия.
3 век до н.э.

Камея на сердолике
Камея на
сердолике.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.