Фисгармония
(по-немецки Fisharmonium, от греческих слов physa — мехи и harmonia — гармония)
Духовой клавишный инструмент. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
Впервые фисгармония была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовал целый ряд подобных по конструкции музыкальных инструментов, сделанных многими мастерами в первой четверти XIX века. Например, Л. Мельцелем была изобретена пангармоника (1805 г.), Габриэлем Жозефом Гренье — орган-экспрессив (1810 г.), Иоганном Давидом Бушманном — элодикон (1814 г.) и т.д. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь в начале 1840-х годов, после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял в основном свой современный вид.
Обычно фисгармония располагает четырьмя наборами голосовых планок с проскакивающими язычками. Эти наборы разделяются на левый и правый полунабор. Они включаются и выключаются с помощью выдвижных рычагов-переключателей; расположенные слева действуют на левый полунабор, расположенные справа — на правый.
Количество регистров-переключателей встречается самое различное: от двух до тридцати. Голоса фисгармонии (по аналогии с органом) называются 16, 8, 4. Голоса шестнадцатифутового регистра (левые — «бурдон», правые — «кларнет») звучат на октаву ниже написанного. Две пары голосов восьмифутового регистра (левые — «фагот — гобой», правые — «английский рожок — флейта») звучат и пишутся в октавах их звучания. Голоса четырехфутового регистра (левые — «рожок», правые — «свистулька») звучат октавой выше написанного. Из всего этого следует, что пятиоктавная клавиатура фисгармонии может дать в действительности звуки в диапазоне семи октав. Комбинируя наборы этих регистров, можно получать разнообразные тембровые окраски.
Фисгармонии существуют во многих разновидностях: одни обладают приятным, нежным звуком — звук других может быть резким, но во всех случаях характерным является довольно монотонное, спокойное звучание. На фисгармонии хорошо звучит сопровождение в выдержанных гармониях, певучие мелодии, спокойно-сосредоточенная музыка. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения; используется также в репетициях с хорами и музицировании.
Внутреннее устройство фисгармоний, несмотря на их различные конструкции принципиально одинаково. Фисгармония состоит из следующих основных частей: педалей, мехов, подающих воздух или отсасывающих его, амортизационного меха-камеры, выравнивающего подачу воздуха и делающего ее равномерной, ряда (или рядов) голосовых планок и воздушных каналов к ним, клапанов, клавиатуры (регистры и створки). Расположение этих деталей может быть несколько различным в зависимости от конструкции и размеров. Различие может быть еще и в способе подачи воздуха: нагнетание мехами (венская система) или всасывание его (американская система). Названия эти утвердились по местам большего распространения, хотя обе системы возникли в Европе.
В стационарных фисгармониях можно встретить и разного рода дополнительные приспособления: устройство к амортизационному меху, позволяющее осуществлять crescendo и diminuendo. Для более тонкого исполнения динамических оттенков стали применять системы створок (открывающихся и закрывающихся с помощью регистров, расположенных над клавиатурой) и рычагов, управляемых коленями исполнителя.
Фисгармонии производились не только в европейских странах, но и в странах Востока (например, Китае, Японии). В России было несколько небольших фабрик и мастерских, производивших новые и ремонтировавшие старые фисгармонии.
Фисгармония.
|
Фисгармония.
|
Фисгармония.
|