Музей истории искусств
(по-немецки Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM)
Принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891 г. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.
Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер. Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891 г. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша. Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.
История создания музея.
Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.
Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595 г.), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 г. и правителя альпийских земель в 1564–1595 г., скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену. Император Рудольф II (1552–1612 г.) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру.
Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662 г.). С 1647 г. по 1656 г. эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне, Тициана, Веронезе, Андреа Мантеньи, Тинторетто, Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса.
Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780 г.) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.
Официально для посещения музей был открыт в 1891 году. В 1918 г. Венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием. Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939 г. В 1959 г. музей был снова открыт для посетителей.
Коллекция музея.
Собрание музея состоит из ряда коллекций совершенно различной тематики. Так, в основном здании, которое было выстроено еще при императоре Франце Иосифе, размещены коллекции египетских и восточных древностей, античной скульптуры и прикладного искусства, большая картинная галерея и кабинет нумизматики. Изначально здесь же размещались коллекции оружия и музыкальных инструментов, однако позже они были переведены в залы бывшего императорского дворца Хофбург — из-за недостатка выставочных площадей.
В помещения этого же дворца сравнительно недавно была перенесена и часть античного собрания, а именно находки из раскопок в Эфесе и на острове Самофракия. Помимо новых поступлений, более древняя часть дворца Хофбург с давних пор вмещала Светскую сокровищницу — хранилище императорских знаков власти (так называемый «инсигний») и Церковную сокровищницу с облачениями, реликвариями и т.д. В примыкающем к Хофбургу здании Шталльбурга — Конного двора — размещается Новая галерея, в которой экспонируется зарубежное искусство XIX в. Основная часть собрания оружия находится в Вагенбурге — одном из корпусов дворца Шенбрунн, получившем свое название от словосочетания «каретный двор».
Картинная галерея, богатейшая в мире, представляет особый интерес. Среди полотен западноевропейской живописи в галерее Музея истории искусств находятся следующие шедевры: Рафаэль (1483-1520 г.) - «Мадонна в зелени», Тициан (1488-1576 г.) - «Портрет молодой женщины в мехах», «Цыганская Мадонна», «Браво», Джорджоне - «Три философа», Я. Тинторетто (1518-1594 г.) - «Сусанна в купальне», Рембрант - автопортреты, «Портрет пожилой женщины в костюме пророчицы Анны», Я. Вермеер - «Аллегория живописи», Д. Веласкес (1599-1660 г.) - «Инфанта Маргарита-Терезия», «Инфант Филипп-Проспер», Б. Беллотто (Каналетто) - «Вид Вены с Бельведера», «Фрайунг», Г. Гольбейн (1497-1543 г.) - «Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии», П. Брейгель-старший (1525/30-1569 г.) - «Борьба Карнавала и Поста», «Детские игры», «Вавилонская башня», «Хмурый день», «Возвращение пастухов», «Охотники на снегу», (из серии «Времена года»), «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Крестьянин и расхититель гнезд», Я. Брейгель (1568-1625 г.) - «Большой букет цветов в деревянном сосуде», П.П. Рубенс (1577 - 1640 г.) - «Шубка», «Автопортрет», И. Босх - «Христос, несущий крест» и многие другие.
Сумрачный день. Питер Брейгель. 1565 г.
|
Святое семейство со св. Анной и Иоанном Крестителем. Аньоло Бронзино.
|
Кавардак. Ян Стен. 1662 г.
|