Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мордан

Мордан 1) Масляный лак на основе янтаря. Используется как клеящая основа для сусальных покрытий (сусальное золото, сусальное серебро или потали). Раньше мордан был длительного высыхания, что было неудобно для золочения. Чтобы добиться нужного отлипа, позолотчику приходилось ждать высыхания неделю. Сейчас же существуют морданы с более коротким сроком высыхания — 12-и, 3-х и 1-часовые — что значительно ускоряет процесс золочения.

Морданное золочение — это не только прочное покрытие, но и очень хорошая защита, позволяющая позолоте даже при нынешней экологии больших городов и кислотных дождях сохранять свои свойства. Полиментное золочение, появившееся позднее морданного, отличалось более высокими эстетическими показателями, но имело недостаток — неспособность выдерживать атмосферные воздействия. Золочение на полимент применяется для интерьеров, а также в отделке рам для картин и киотов.

При масляном золочении на изделие очень тонким слоем наносится специальный лак-мордан, который делают по старинным рецептам. Определить качество мордана можно только опытным путем во время работы. На обработанный морданом лак накладывают листы сусального золота. Если перебрать с морданом — золото утонет в нем, изделие приобретет не золотой блестящий, а бронзовый, тусклый вид, ну а если мордана окажется мало — золото не приклеится к поверхности. Лак-мордан сохнет строго определенное время, в это время позолотчик аккуратно укладывает золотые пластины на поверхность, разравнивая их кусочком ваты или мягкой кисточкой.

Любые корректировки после нанесения сусального золота необходимо провести до момента высыхания лака-мордана, т.к. впоследствии золото приклеится намертво и любые действия с ним будут бесполезны. В конечном итоге, изделие должно иметь вид цельнозолотого, и стыки между листами золота не должны быть видны. Только такое изделие считается позолоченным правильно, а мастер, создавший шедевр — профессионалом. Техника масляного золочения традиционно применялась для декоративной отделки изделий и монументальных архитектурных сооружений. Позолотить сусальным золотом можно практически все. Особенно красивые работы получаются на дереве, гипсе, коже, стекле, металле, камне, полимерах. Процесс нанесения золота на предметы также требует особого мастерства, ведь от того, насколько точно будет соблюдена технология нанесения, зависит срок службы позолоты. Правильно нанесенное золото может радовать глаз 50 лет.

Техника морданного золочения.

Для золочения на клей-мордан потребуется: спиртовой шеллачной лак; масляный лак (можно заменить обычным сливочным маслом); сам клей; листовое или рулонное золото; кожаная подушка или прямоугольная дощечка, обтянутая кожей, причем с замшевой стороной; специальный нож для резки золота; специальные кисточки-лапки. Следует учесть, что мордан сохнет очень долго. Схватывается он за несколько дней, но полностью высохнет примерно через полгода и лишь тогда обретет все свои свойства. Для получения твердой и абсолютно гладкой поверхности основу два-три раза покрывают спиртовым шеллачным лаком, затем шлифуют водостойкой микронной шкуркой и два раза покрывают масляным лаком. Каждый слой масляного лака просушивают, шлифуют пемзой с мыльной водой, промывают и протирают замшей.

Мордан в музыкеПосле того как последний слой масляного лака высох, поверхность рамы покрывают морданом, на который и накладывают золото "на отлип". Лак наносят кистью ровным слоем, растирают ватным тампоном и оставляют на 10-12 часов (в зависимости от температуры помещения) для подсыхания. Чтобы лак не пересох, его наносят только на те участки, которые будут золотить в течение дня. Непосредственно перед золочением ставят пробы - проверяют степень липкости и сухости лака. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно подсохшем "жирном" лаке или золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой. В этом случае необходимо подождать с накладкой золота, так как лак не достиг еще рабочего отлипа.

Если лак пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания лака вновь покрыть золотимую поверхность лаком. Золото выкладывают из книжки на подушку и ножом нарезают полоски нужного размера. Если золотят раму с резьбой, то вырезают удобные куски, затем широкой кисточкой-лапкой берут полоски золота и прикладывают к поверхности (большие полоски удобнее брать веерными кистями). Золото с кисточки отлипает на поверхность, после чего поверхность нужно протереть ватным тампоном, за счет тонкости листа все лишнее облетает. Таким образом достигается ровная, однородная позолота. При накладке золота следует обращать особое внимание на его качество и оттенок. Если оно уже наклеено на поверхность, все выявленные дефекты, в том числе и вкрапление других металлов, следует "зафликовать".

2) (от итальянского mordent)

Короткая трель (полутрель), которая чаще изображается не нотами, а специальным знаком "простой мордан" или "двойной мордан", поставленным над гармонической нотой. Простой мордан состоит из гармонической ноты, вспомогательной и гармонической; в двойном короткая трель делается два раза и имеет акцент на первой ноте и этим отличается от форшлага. Вышеприведенными знаками обозначается мордан со вспомогательною нотою сверху, а мордан со вспомогательною нотою, снизу — тем же знаками, но перечеркнутыми вертикально.

Бутыли, декорированные с помощью мордана
Бутыли, декорированные
с помощью мордана.

Роспись потолка с использованием мордана
Роспись потолка в загородном
доме с использованием мордана.

Диван, позолоченный сусальным золотом
Диван, позолоченный
сусальным золотом.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.