Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архитекторы эпохи Русского Барокко

Андреевская церковь в КиевеД. Ухтомский и С. Чевакинский – русские архитекторы, представители эпохи русского Барокко.

Д. В. Ухтомский в проекте Красных ворот в Москве сохраняет композицию триумфальных врат петровской эпохи, стилистику елизаветинского рококо, но фасад подчиняет классицистическому мотиву сдвоенных колонн своеобразно трактованного ионического ордера. Шедевр С. И. Чевакинского — Никольский морской собор в Петербурге, возведенный в 1753—1762 гг. у Набережной Крюкова канала, близ старой Коломны. Детали здания: многочисленные раскреповки, пучки колонн на углах, балконы с ажурными решетками, обилие скульптурного декора — создают праздничное впечатление, еще более барочное, чем в творениях Растрелли. Однако композиция здания с четырьмя колокольнями в углах вписана в строгий кубический объем. «Большой ордер» (колонны с композитными капителями на высоких пьедесталах, объединяющие два этажа) согласуется с Принципами архитектуры Классицизма. Пятиглавие, план в виде греческого креста и двухэтажность («нижний», летний храм и «верхний», отапливаемый, зимний) отвечают древнерусским традициям.

Удивительно красива колокольня Никольского собора (1756-1757). Это одно из лучших сооружений в Петербурге. Ее положение (отдельно от храма), Красные ворота в Москве. Арх. Ухтомскийярусность соответствуют традициям русской архитектуры. Напряженный ритм сдвоенных колонн, повтор уменьшающихся снизу вверх деталей, сочетание купола и шпиля — выразительные средства стиля Барокко. Историк архитектуры В. Я. Курбатов в качестве прототипов церквей, построенных Растрелли и Чевакинским, называл монастырские ансамбли немецкого барокко, в частности аббатство Мельк Я. Прандтауэра, но подчеркивал, что Растрелли «использовал все приобретения московского и западного зодчества... и все приемы зодчих петровской эпохи», но при этом «нигде нет тени подражания или заимствования».

«Русский громовержец» В. В. Стасов, лидер «национального направления» середины XIX в., клеймил «низкопробный европеизм», имея в виду стиль Барокко, но делал исключение для одного Растрелли, считая созданный им стиль русским. Особую русскость придает зданиям нарядная окраска: ярко-голубой цвет стен с белым хорошо сочетается с зимним пейзажем — лазурью неба и белым снегом. Традиционное узорочье дополняется позолотой.

Оригинальным произведением эпохи русского Барокко является Андреевская церковь в Киеве, возведенная И. Ф. Мичуриным по эскизу Растрелли (со значительными изменениями).

Андреевскую церковь считают прообразом Воскресенского собора Смольного монастыря в Петербурге.


Д. В. Ухтомский. Триумфальные Красные ворота в Москве
Д. В. Ухтомский.
Триумфальные Красные
ворота в Москве.

Никольский морской собор. Архитектор С. И. Чевакинский
Никольский морской собор.
Архитектор С. И. Чевакинский.

Колокольня Никольского собора. XVIII в
Колокольня Никольского
собора.XVIII в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.