Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


Петербург.

Здание Академии Художеств в Петербурге (открытка, 1905 г.)

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И.Е. Репиным и В.М. Васнецовым, познакомился с И.Н. Крамским, М.М. Антокольским, В.Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника.

В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».

По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину “Забытая деревня”, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Заброшенность человеческой жизни подчеркивает унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни. Экспонировалась картина не на академической выставке, а на III выставке Товарищества передвижников. О “Забытой деревне” критики писали: “Уныло так, что хватает за сердце”.

Тему мрачной, беспросветной реальность Куинджи продолжил в “Чумацком тракте”. Художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В.М. Гаршин написал о “Чумацком тракте”: “Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце”.

В 1875 году были написаны совсем иные по настроению “Степь вечером” и “Степь в цвету”. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.

В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил “Украинскую ночь”. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ввысь устремились тополя. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: “Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой “Украинской ночью” Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно!”.

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 году устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Николай Николаевич Страхов, Дмитрий Менделеев, Тургенев.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

1890 году Куинджи входит в Комиссию по подготовке нового академического устава.

С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Живописец становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Академии художеств в Петербурге. Архип Иванович Куинджи был педагогом от Бога. Им выпестованы такие «звезды», как Вроблевский, Богаевский, Химона, Зарубин, Рушиц, Калмыкова, Краузе, Пурвит, Рылов, Рерих, Вагнер, Борисов, Чумаков и др. А Виктор Васнецов называл Куинджи своим учителем колорита. Порой в пейзажной мастерской художника становилось трудно дышать – послушать лекции Куинджи собиралось порядка 200-т человек! В 1897 году во время студенческих волнений ему пришлось оставить преподавательскую деятельность. Но своих самых близких учеников мастер никогда не оставлял, помогал материально, вникал в их жизненные коллизии, они для него были не просто учениками, а словно членами семьи, объединёнными любовью к искусству.

В 1904 г. он принёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150 000 рублей и своё имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.

1901 году Куинджи после двадцатилетнего перерыва показывает свои новые работы. Выделяет 100 тысяч рублей в премиальный фонд академических выставок.

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Куинджи умирал очень тяжело – от затяжной и тяжёлой болезни сердца. Страдания его последние дни были неимоверные, мастер испытывал сильные боли. И самым большим желанием Куинджи на смертном одре было увидеть своих самых близких учеников. Они стали для него второй семьёй. Но к умирающему художнику успели немногие. Был разгар лета и большинство его учеников были в отъезде. Куинджи то и дело трогательно спрашивал собравшихся у его постели близких: «Как думают, скоро ли дойдёт письмо о его болезни тому или иному адресату»… Когда мастера не стало, на похоронах о нём говорили чудесные слова. Не только как о замечательном мастере живописи, но и как о добром, щедром и заботливом человеке, который сделал в своей жизни огромное количество добра всем, кому посчастливилось быть рядом.

Изначально Куинджи был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. На похоронах замечательного мастера выстроилась длинная вереница людей самых разных сословий – каждый из них в своё время ощутил помощь и заботу художника. Куинджи был одним из тех удивительных людей, которые всю жизнь дарят свою заботу миру. Всю свою жизнь он заботился о животных, птицах, а главное – о людях и об искусстве. Основную часть своего полумиллионного капитала он завещал Обществу имени Куинджи, равно как и огромное крымское имение. Впоследствии гроб с телом Куинджи был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александра-Невской лавры.


Забытая деревня. Фрагмент (1874 г. )

Зима. Пятна бунного света на крышах хат (1876 г.)

Солнечные пятна на инее (А.И. Куинджи, 1876-1890 г.)


Таганрог.

Таганрог.

На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865 года, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии Исаковича в Таганроге.

Подробнее

Феодосия.

Феодосия.

В 15 лет Архип предпринял путешествие в Феодосию. Идею съездить в Феодосию дал начинающему живописцу некий Дуранте – хлеботорговец и знакомый его хозяина Аморетти.

Подробнее






Главная > Биография > Карта памятных мест
 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.