Куинджи Архип Иванович  
 
 
По радио на днях говорили, что домашние кинотеатры lg - это очень важно.
 
 


"Архип Куинджи"

Жизнь, творчество да и сама личность Архипа Ивановича Куинджи полна загадок. Многие называли его простым философом и гуманистом. Другие в свою очередь говорили, что он был активистом и общественным деятелем. А многие вообще утверждали, что в жилах его течет бунтарская кровь. Да и что хитрее его найти нельзя, тоже говорили. Также про него говорили: Куинджи — защитник художников и художественного образования, кумир молодежи и ненавистник чиновников, человек с чистым детским сердцем и при этом осторожный политик. Какие противоречивые характеристики! А многим может показаться, что Куинджи похож на богатыря из детских сказок. Современники говорили, что Куинджи подвластен свет, что он художник света. Его ученики обожествляли его. А нам, его потомкам, остались лишь его чудесные картины — удивительное творческое наследие великого мастера.

Архип Иванович Куинджи родился в январе 1842 года в предместье Мариуполя в семье сапожника-грека с фамилией Куюнджи, что по-турецки означает «золотых дел мастер». Возможно, его предки когда-то были ювелирами.

В три года мальчик осиротел. Вместе с братьями и сестрами Архип был воспитан родственниками Ивана Христофоровича. Сначала он обучался у «вольного» учителя, а потом был отдан в городскую школу, где проявил первые способности к рисованию, а вот по основным предметам едва успевал.

Когда Архипу исполнилось 10 лет, он начал самостоятельную жизнь. Работал сначала подсобным рабочим на строительстве католического храма в Мариуполе, затем там же вел учет приема кирпичей. После этого Куинджи перешел работать к состоятельному хлеботорговцу Аморетти. Архипу необходимо было прислуживать за столом, чистить сапоги и платье. Но мальчика чаще можно было увидеть за рисованием картин, чем за требуемой работой. Хозяин всегда ругался, но рисунки Архипа любил.

В 1855 году Куинджи перебрался в Феодосию, чтобы учиться живописи у Ивана Константиновича Айвазовского. Есть сведения, что определенное время он проработал в мастерской мариниста, но не столько учился азам мастерства, сколь выполнял различные подсобные работы. Тем не менее, Академия художеств учла его обучение у известного мастера, и после появления на академической выставке его картины «Татарская сакля в Крыму» выдала любопытный документ «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей советом Академии в собрании от 15 сентября сего 1868-го года признан достойным звания свободного художника, которое он получит, когда выдержит словесный экзамен».

А это означало признание мастерства художника, который, по большому счету, был самоучкой, так как систематического художественного образования не получил. Все его попытки поступить в Академию были безуспешными, но теперь ему представилась возможность стать вольнослушателем. Формально Академию он закончил в 1872-м году, когда за картину «Осенняя распутица» получил звание классного художника.

Об этом периоде его жизни известно очень немного. Воспоминаний он не оставил, письма писать не любил. Отрывочные сведения, больше почерпнутые из воспоминаний и писем его знакомых и друзей, свидетельствуют, что на жизнь он зарабатывал трудом ретушера в фотоателье, стараясь выкраивать время для занятий живописью. Картины, написанные им в это время, были во многом подражательными, в них явно ощущалось влияние Айвазовского. Но, как свидетельствовали современники, они были выдержаны в духе академических канонов и отличались тщательностью исполнения.

Постепенно картины художника стали продаваться. Он смог бросить ретушь и всецело посвятить себя живописи. Появилась возможность съездить за границу, «поучиться мастерству» у старых мастеров. Особенно привлекал Куинджи Мюнхен с его Пинакотекой, но он также побывал в художественных центрах Берлина, Кельна, Лондона, Парижа, Вены. Стоит отметить, что французское искусство оставило его равнодушным, Куинджи посчитал его мишурным и салонным.

Заграничная поездка много дала молодому живописцу. Он как будто новыми глазами увидел родную русскую природу, ее обаяние, суровую красоту и лиричность. Одной из лучших картин этого периода его творчества стало полотно «На острове Валаам». Появление этой картины на академической выставке было встречено с интересом, а Репин, увидев ее, информировал Третьякова: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Эта работа стала первым произведением художника, которое приобрел для своей коллекции Третьяков.

В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою картину «На острове Валаам». А в 1874-м на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали. В этот год он впервые принял участие в выставке товарищества передвижников, показав «Забытую деревню». На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий тракт». В 1876-м году на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве.

Успех картины был ошеломляющим. Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. И это действительно было так — настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Глаз истинного художника тем и отличен, что замечает рассеянное повсюду прекрасное и открывает его нашему глазу. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи»? Для современников художника его картины были радостным откровением. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.

«Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи. Через год эту картину, а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже.

В 1877-м году Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 году

Выйдя из товарищества, Куинджи устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины — «Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.

С конца 80-х годов Куинджи стал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую. Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, это Богаевский, Крымов, Пурвит, Рерих, Рылов, Столица. Сегодня их работы можно увидеть во многих музеях и галереях мира.

В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909-м году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.

Умер Архип Куинджи в Петербурге 11 июля 1910-го года от неизлечимой болезни сердца, страдая от невыносимых болей.

Его друг Яков Данилович Минченков писал о последних днях мастера: «Я любовался его могучей фигурой, его мощным духом, его гордостью... Но пришла пора, и могучего Архипа Ивановича не стало видно в обществе. Он слег, сердце плохо.

— Посмотрите, — показывал Куинджи на свои руки, — какие мускулы, какая грудь, я еще богатырь, а нет сердца. Плохо.

Страдал глубоко — и физически и душевно...»

К сожалению, большинство картин художника значительно потемнели, почернели и теперь нам уже сложно представить себе их былое очарование. Особенно это касается знаменитых картин «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь».

Куинджи был не только большим художником, но и таким же большим Человеком — с большой буквы. В его лице Россия имела и утратила одного из лучших своих сынов.


Мариуполь

Осенняя распутица (А.И. Куинджи, 1872 г.)

Вид на о. Валааме (А.И. Куинджи, 1873 г.)



Главная > Биография > Аудиобиография
 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.