Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи. Страница 10

Период «молчания» был занят интенсивной творческой работой. Эта работа только в небольшой части уделялась поискам новых пигментов и грунтовой основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость. Куинджи пользовался асфальтом, что со временем привело к потемнению красок. Асфальт регенерировал. В Европе многие художники производили опыты с красками. Картины некоторых из них необратимо потемнели, как у Г. Маккарта, или «поплыла» асфальтовая основа, как у Г. фон Марэ. Но главная магистраль творческой жизни Куинджи пролегала, естественно, в поисках выразительных образных решений. В этом смысле огромное его наследие, около пятисот живописных работ и трехсот графических, завещанных художником Обществу имени А. И. Куинджи, располагаются пластами, одни из которых указывают на область новых творческих интересов, другие продолжают и углубляют старые. Случалось, Куинджи делал «заготовку» на рубеже 1870-х - 1880-х годов, а завершал ее, переводя в картину, в начале XX века. Так произошло с капитальными его произведениями «Радуга», «Вечер на Украине, «Дубы». Давно вынашивая идею, художник смог воплотить ее только в новых условиях, на уровне другого мировоззрения, чем она представлялась при зарождении. К такому предположению подталкивает обширное наследие, изучать которое и правильно датировать в настоящее время необычайно тяжело.

Кропотливый труд по разбору наследия взяли на себя после его смерти ученики и коллеги. Помогала им вдова Куинджи. В результате каждая работа была датирована и скреплена подписями трех художников. Составлен общий список произведений Куинджи. Наследие, оцененное в полмиллиона рублей, перешло в фонд Общества имени Куинджи. Безусловно, в датировку не могли не вкрасться ошибки, причем весьма существенные. Даже имеющаяся в настоящее время датировка относит создание многих работ художника к длительным периодам, границы которых исчисляются десятью - пятнадцатью годами. При такой неточности трудно выявит эволюцию творчества художника. Но схематично ее все-таки очертить возможно, ибо имеются опорные вехи: картины, датированные или показанные в свое время «при свидетелях». Точность датировки касается только основных работ Куинджи.

Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью, импрессионизм — рядом с экспрессивной пластикой. Такое наслоение интересов длилось до конца жизни.

Попробовав в начале 1880-х годов освоить воздушную среду методом, близким импрессионистам в картинах «Север» и «Днепр утром», Куинджи в последующие годы не оставил этого своего интереса, хотя его одновременно волновали другие проблемы. В импрессионизме его привлекают загадочность, таинственность туманного марева, тончайшая игра цвета на световой среде. Задолго до лондонских туманов Клода Моне Куинджи разрабатывает эту область пластической проблематики, решение которой могло бы расширить выразительные возможности живописи и обогатить тем самым искомый пейзажный образ. В публикациях художника к исследованию реальности, влияния воздушной среды на окраску предметного мира сказывалась его приверженность к реалистическому наследию. Художники 1870 - 1880-х годов подобно натуралистам изучали природную материю, вскрывая кладовую ее пластических богатств.

Импрессионистические поиски Куинджи не вышли за границы этюдизма. Правда, художник предпринял попытку создать по многочисленным этюдным разработкам картину «Туман на море» (1905-1908), оставшуюся незаконченной. И, видимо, неспроста. «Туманный», импрессионистический материал, располагающий к тихому интимному переживанию мира, к осязанию воздушной среды, влияющей на человеческое настроение, не мог породить панорамную картину мира, широкоформатную композицию. Но даже в незавершенной картине видно, как тонко уловил художник движение воздушных потоков, как натурально распределил он по плоскости холста сгущение воздушных масс, концентрацию света, формирование облаков, как интенсировал малейшие световые переливы. Это внимание к зарождению и движению воздушных стихий, этот интерес к небесным сферам, как особой области освоения и размышления, передались его ученикам, прежде всего К.Ф.Богаевскому, а также Н. К. Рериху. Среди этюдов Куинджи имеются «Зимы» (1885-1890,1890-1895,1898-1908), которые, подобно саврасовскому «Дворику», чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, слякоть или влажный воздух, растворяющий очертания предметов. В этих работах нет непосредственного и исключительного увлечения воздушной средой, но присутствует тонкое наблюдение жизни предметов, увиденных через влажный воздух. Эти маленькие этюды, примечательные легкостью исполнения, изумительны по меткости и точности передачи ощущения, как бы резонирующего эмоциональным состояниям человека. Однако Куинджи привлекает и сама воздушная среда как предмет живописного постижения, ее «поведение» под действием света, ее цветовая структура, ее медлительное колыхание и, разумеется, переживание ее человеком. Куинджи открывает цветность воздуха, изучает не столько вибрацию, сколько слабо пульсирующую жизнь воздушных струй. Художник преодолевает свою же тональную систему живописи, однотонность в понимании воздушной среды. Странно здесь то, что Куинджи не идет вслед импрессионистической пластике. Его воздушная среда застывает в медлительном дыхании, останавливает движение и воспринимается как живая природа. Так своеобразно интерпретировал Куинджи импрессионизм в маленьких этюдах «Зима. Туман» (1890- 1895), «Море. Крым» (1898-1908), «Узун-Таш. Крым», «Туман в горах. Кавказ», «Зима» и других.

В работе «Зима. Туман» воздушная среда превратилась в цветную пелену, на экране которой слабо проступают цветные очертания деревьев. В «Закате на море» плавно растекающееся желтое солнечное пятно, увиденное сквозь туманное марево, порождает великое разнообразие оттенков, их мерцание. В этюдах Куинджи нет импульсивности, нервной вибрации. Цвета меняют оттенки, пронизывают соседние, порождая густую живопись сложного цвета. Наблюдения над воздушной средой окончились естественным результатом: обогащением палитры художника и зарождением своеобразного декоративного образа. Дышащая цветом воздушная пелена, изученная художником, начинает накладываться на предметный цвет и создавать богатую, сложную массу, которой окрашиваются реальные предметы. Таким образом, воздушная среда не «растворила» предметы, а, наоборот, окрасила их, придала им декоративную яркость. Импрессионистический опыт работ 1890-1910-х годов подготавливал декоративную пластику.

В этих этюдах сложно нюансированный оттенками цвет преобразовывался в тональную живопись, но не подобную живописи академизма, от которой Куинджи отказался еще в 1860-х годах, а как бы цветотональную живопись, предложенную художником как инвариант декоративизма. При этой системе живописи спектр «тональности» значительно расширялся. Появился неизвестный ранее русскому искусству цветовой регистр: сиреневый, фиолетовый, желтый, красный, бирюзовый, лиловый — гамма отношений, любимых художниками рубежа XIX - XX веков.

Предыдущая страница

Следующая страница


Снежные вершины (1895 г.)

Снежные вершины. Кавказ (1890-е г.)

Стволы берез (1879 г.)



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.