Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи. Страница 4

С Репиным Куинджи встретился в Париже. Как ни кажется странным, но французское искусство не произвело на Куинджи впечатления. Оно показалось ему поверхностным, мишурным, салонным. В письме Репину он отметил близость русских академистов (Зеленский, Семирадский, Харламов) к французским живописцам. Помимо Германии и Франции, Куинджи побывал в Лондоне. Затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию. Поездка укрепила его в мысли о том, что для русского художника ценны родные мотивы. По возвращении в Россию он безотлагательно заканчивает начатую летом 1873 года «Забытую деревню». Сюжет возник, очевидно, на юге, где Куинджи побывал летом 1873 года. Узнав от И. Н. Крамского о задуманной картине, И. Е. Репин пришел в восторг: «Какую штуку откопал [. . .] идея бесподобна». Этическая направленность мысли Куинджи находила благоприятный отклик у передвижников. Картина на сей раз экспонировалась не на академической выставке, как до этого делал Куинджи, а на III выставке Товарищества передвижников. Сближение с передвижниками происходило вполне осознанно. Идея «Забытой деревни» попадала на благоприятную почву социально обостренного, общественно направленного искусства Товарищества.

Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята только в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни - все тягучие ритмы и аскетичный цвет картины направлены к социальной интерпретации темы заброшенной человеческой жизни. Российская действительность как бы предстает в социальном обнажении. Мрачная, беспросветная реальность. Эту тему Куинджи продолжил в «Чумацком тракте». В этой картине мастерство художника возрастает. Картина утрачивает однозначность пластического решения и этической содержательности «Забытой деревни». Ее цветовая гамма более разнообразна, колористическая задача усложнена. Переходы цвета от холодного к теплому ослабляют ощущение безысходности, сообщают картине оттенок сочувствия, соучастия, сострадания к жизни народа.

В обеих картинах Куинджи изображает среду человеческого обитания. Он сумел затронуть больные стороны совести современников, с волнением откликающихся на социальную несправедливость. Художественная критика верно оценила настроение картин Куинджи. О «Забытой деревне» писали: «Уныло так, что хватает за сердце». В. М. Гаршин написал о «Чумацком тракте»: «Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце». Критика поняла, что никто до Куинджи не поднимался в жанре пейзажа до таких вершин социальной критики. В двух куинджиевских картинах в полной мере проявилось передвижническое мировосприятие. Критическое отношение к действительности выявилось в это же время в полотнах И. Е. Репина «Бурлаки», Г. Г. Мясоедова «Земство обедает», К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и других. Пейзажные произведения Куинджи со всей очевидностью влились в обличительную тематику передвижников.

Обличительность куинджиевского творчества достигает апогея к 1875 году. Именно в это время его принимают в члены Товарищества передвижников. Всматриваясь в пейзажные параллели этого времени, следует отметить большую поэтичность жанра пейзажа. А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, Л. Л. Каменев, М. К. Клодт склонялись к лирическому толкованию природы. Меланхолические ноты, особенно заметные в творчестве Саврасова, не перерастали в социальную критику. Разумеется, от этого искусство национальных пейзажистов не было ни выше, ни ниже творчества Куинджи. Оно выдвигало другой идеал. В картинах Куинджи утверждающий идеал не формулировался открыто. Он подразумевался, как бы находясь вне изображенной сцены. В плане социальной «укоризны» Куинджи со своим пейзажем стоит особняком, хотя его обличительная тенденция плотно сомкнулась с критической тенденцией художников-шестидесятников и передвижническим бытовым жанром.

В «Чумацком тракте» и особенно в «Забытой деревне» этическая проблематика подавляет эстетическое чувство художника. Видимо, понимая недостаточность в этих картинах восторженного поэтического отношения к миру, который постепенно все более раскрывался художнику своими эстетическими качествами, Куинджи меняет творческую ориентацию. От обличительных произведений художник совершает резкий поворот к «чистой поэзии», отдается поискам пластических богатств природы. Прежде чем перейти к произведениям, определяющим облик Куинджи-художника нового этапа, акцентируем внимание на нескольких его работах, ставших пробным камнем на пути пластических преобразований. В 1875 году Куинджи совершает вторую поездку за границу. В Париже он видится с Репиным, делится с ним впечатлениями. Главным предметом смущения оказались в то время импрессионисты. Куинджи по приезде на родину говорит, что его не увлекло французское искусство. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Репин, видимо, увлечен импрессионистами: «Язык, которым говорят все, малоинтересен, напротив, язык оригинальный всегда замечается скорей, и пример есть чудесный Manet и все экспрессионалисты». Известно, что опыт импрессионистов был усвоен русскими художниками-передвижниками по-своему. Крамской вскоре призовет живописцев к свету, к раскрепощению цвета. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало опять-таки волнами. Куинджи оказался близок и французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция. В условиях 1870-х годов его живописная речь не была реформаторской, подобно пластике французских импрессионистов.

Предыдущая страница

Следующая страница


Кипарисы на берегу моря. Крым (1887 г.)

Море. Серый день. Мариуполь (1870 г.)

Эльбрус. Лунная ночь. Этюд (А.И. Куинджи, 1890-1895 г.)



 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.