Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи. Страница 7
В 1878 году в Париже открылась Всемирная выставка. Отдел русского искусства комплектовал художественный критик А.И.Сомов. В экспозицию были включены произведения Куинджи. Художник в третий раз едет за границу. На этот раз вместе с женой, Верой Леонтьевной. Он присутствует на выставке и выслушивает похвалы французской прессы. Произведения Куинджи, особенно «Украинская ночь», были отмечены известнейшими французскими критиками. Их суждения дают возможность понять, какое место занял Куинджи в мировом искусстве, как отнеслась и что увидела в его работах парижская публика. Наряду с «Украинской ночью» экспонировалась «Степь» (1875), «Забытая деревня» и «На острове Валааме». Но восторги вызвала только «Украинская ночь». Приведем высказывания некоторых критиков: П. Манц: «Истинный интерес представляют несколько пейзажистов, особенно г. Куинджи. Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности: «Лунная ночь на Украине» — удивляет, дает даже впечатление ненатуральности». Э. Дюранти: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Ж. Кларети восторгался «необыкновенной поэтичностью и величавостью» «Украинской ночи». В то время как французские критики единодушно отметили национальную самобытность произведений Куинджи, его необычную и оригинальную пластику, во Франции не виданную, ибо «декоративисты» (Э. Анкетен, Э. Шуффенекер, П. Гоген и др.) появились несколько позже, русская публика и художники поражались необычной силы цветовым эффектом «Вечера», «Лунной ночи на Днепре» и «Березовой рощи».
В 1879 году на VII выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи экспонирует ставшую знаменитой «Березовую рощу». Выставка была для художника «урожайной». На ней были представлены еще картины «Север» и «После дождя». В жизни Куинджи это была последняя передвижная, после чего он вышел из Товарищества и некоторое время выставлялся самостоятельно — случай не частый для художественной жизни того времени.
Реакция художников и зрителей была единодушной: Куинджи удивил всех необычайностью картины «Березовая роща». Примеров таких не помнили в прежнем искусстве. Суждения эти весьма знаменательны. Они опровергают мнение некоторых исследователей о возобновлении в творчестве художника академической живописи. Разумеется, в «Березовой роще» удерживались элементы классического искусства: кулисность построения, центричность композиции, но одновременно художник внес радикально новое живописное решение, проявившееся, может быть, отчетливей, чем в «Украинской ночи». В пейзажном образе «Березовой рощи» нет и намека на национальную трактовку темы, на народную мотивацию сюжета. Характер идеала здесь видоизменяется. В облике чистой и совершенной природы сквозит желание полноты жизни, которое зазвучит в мечтаниях следующего поколения художников (Серов, Коровин). Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает все пронизывающий зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира.
Цвет доведен до физической ощутимости. Можно сказать, что в «Березовой роще», так же как в «Ночи на Украине», Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже пластическим качеством достиг возвышенного, сверкающего, лучезарного образа мира. Природа кажется недвижимой. Она словно зачарована неведомой силой. Она безлюдна. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую дистиллированную чистоту.
В «Березовой роще» художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты. Мотивы, подобные «Березовой роще» Левитана, часто встречаешь в природе. Природа в «Березовой роще» Куинджи реальна и условна. Она как бы вытяжка из реальности, ее экстракт.
Куинджиевский образ природы хочет символизироваться, предстать наилучшим вариантом подобных сущностей, стянуть в себе все передовое, отжатое, обобщенное. «Чистая пластика» картины расходится с житейским представлением о красоте. Этюды 1870-х и 1880-х годов замечательны тонкой наблюдательностью природы, натуралистским познанием трав и деревьев, сложной «скульптуры» облаков. В картинах эта наблюдательность исчезает, потому что художник преследует одну истину — красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений. «Березовая роща» не укладывалась полностью в пластику развитого реализма. Мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду «отрадного», которая недолгое время спустя была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.
В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. Куинджи мыслит цветом. В природе он улавливает его тончайшие градации. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, валерами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета.
Куинджи обладал особой чувствительностью зрения. О его зоркости слагались легенды. Но имелись и неопровержимые свидетельства. Например, И. Е. Репин: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей».
Пейзаж (1874 г.) | Портрет Н. А. Ярошенко | Портрет неизвестного (1890-1895 гг.) |