Повесть о Куинджи. Глава 10. Страница 2
1-2-3
А уж поспорить да настоять на своем Куинджи любил!
Сразу загорались глаза, прямо и смело смотря в лицо противнику, он быстро вскакивал со своего места, разводил руками, произносил сразу несколько своих излюбленных «эт-то»...
— Как можно допустить, чтобы столько денег тратили на ремонт профессорских квартир? Можно сделать значительно проще — разделить эти деньги на пособия нуждающимся ученикам, а квартиры ремонтировать профессора могут и за свой счет. — Заметив нахмуренные лица, он продолжал еще громче: — Эт-то можно и должно сделать для учащихся, Иван Петрович, — повертывался он в сторону особенно недовольного профессора.
Тот возмущенно поднял глаза и поправил:
— Иван Павлович.
— Не согласны? — переспрашивает Архип Иванович, не замечая поправки. — Я же говорю, Ивана Петровича трудно уговорить. Когда дело касается денег, у него всегда готовое решение, строго согласованное с начальством.
— Ивана Павловича, — поправляет кто-то со стороны.
Куинджи удивлен:
— Что эт-то «Ивана Павловича»?
— Вы сказали Ивана Петровича вместо Ивана Павловича.
— Простите, — бурчал себе под нос Куинджи и снова путал отчество своего противника.
То один, то другой член Совета академии начинали считать себя оскорбленными Куинджи. Новый президент академии, великий князь Владимир, сменивший великую княгиню, еще меньше ее разбирался в искусстве. Все дни он проводил на военных парадах, смотрах, занимаясь делами Академии художеств между уроком фехтования и скачками, иногда в театре или перед торжественным обедом. И каждый раз ему не забывали доложить, что снова Куинджи был против всего Совета, что только Куинджи имеет особое мнение.
Услышав жалобу на непокладистого профессора, великий князь пожимал плечами.
— Не понимаю, — говорил он, — как об одном человеке так много можно разговаривать!
Смысл и тон фразы был настолько неясен, что ректор, профессор Томишко, приезжавший с докладом, не мог понять, в защиту ли Куинджи была сказана фраза или наоборот. «Может быть, она значит, что Куинджи настолько незначительная личность, что не стоит о нем говорить, а может быть, по-прежнему при дворе его уважают за «Ночь на Днепре»? Но ведь этот упрямец на прошлой неделе отстаивал самые непозволительные вещи. Из-за него ремонт профессорских квартир решили только наполовину делать за счет академии, остальные деньги отдать на пособия!»
Вернувшись в академию, профессор Тимошко столь же неопределенно, как и великий князь, отзывался о Куинджи, и многим казалось, что упрямый художник имеет высокого покровителя.
Не прошло и двух лет, как Куинджи стал профессором академии, а весь Совет был уже восстановлен против Куинджи.
Передвижников в Совете не осталось. Шишкин ушел год назад, Маковский часто болел, а Репин почти не бывал на Совете. Когда Илья Ефимович встречался с Куинджи, он безнадежно махал рукой и удрученно говорил:
— Прав был, пожалуй, Владимир Васильевич, когда предостерегал передвижников от неверного шага. Помнишь, он говорил: «не дадут вам распоряжаться без «высокопоставленных»? Да, многое предвидел старик, этого у него не отнимешь.
— Не согласен, — возражал Куинджи.— Надо бороться, не отмахиваться, не уступать, как поступили вы...
Куинджи понимал, что скоро с ним постараются расправиться. Тогда в Совете академии снова водворится прежний порядок, тишина и сонное спокойствие. Он не был удивлен, когда профессор Томишко заговорил с ним в примирительно-ласковом тоне:
— И что вы все недовольны, Архип Иванович, так в оппозицию и стремитесь? Не такое время сейчас, чтобы поднимать междоусобицу. Студенческие волнения поднялись по всей России: в Харькове, в Казани, в Москве, в Одессе. Вы же сами знаете, что творится теперь в Петербурге!
— Надеюсь, эти смуты не мною подняты? — отшутился Архип Иванович.
Томишко пожал плечами. — Всякие противоречия сейчас не к месту!
Архип Иванович усмехнулся: «Не поддамся седобородым! Я научился бороться за академию — сколько раз меня старались не «допустить», теперь не так просто меня отстранить!
В конце той же недели днем, подходя к своей мастерской в академии, Куинджи услышал непривычный шум и топот в коридорах. Мимо пробежал ученик, за ним другой. Они что-то сказали друг другу. «В анатомической...» — смог разобрать Куинджи.
В мастерской ни в первой, ни во второй комнате не было никого. Все оставлено наспех, открыты этюдники, на полу, рядом с уроненным стулом, валялись две кисти. Желтоватые стружки карандаша были рассыпаны по полу неровной полоской, будто их бросили в сторону двери.
Архип Иванович прошелся по мастерской. По коридору снова прозвучали шаги, на этот раз они приближались с другой стороны, медлительные, тяжеловесные. Кто-то остановился у двери, нерешительно дернул за ручку. Куинджи увидел старого служителя. Тот поклонился.
— Что случилось, Трофим? — спросил у него Куинджи.
— Господа в анатомической, много их там, пожалуй, что все. Они говорят, что у них сходка, как намеднись на фабрике было. — Он помолчал, потом с сомнением докончил: — Видно, теперь пойдет...
Остановившись у окна, Куинджи раздумывал, что предпринять. Так и не найдя окончательного решения, он вышел в коридор, спросил проходившего мимо ученика:
— Скажите, из-за чего началось? — Ректор оскорбил нашего товарища, все требуют извинения.
Другой учащийся добавил на ходу:
— Сходка из солидарности университету, там нескольких студентов отдали в солдаты.
Куинджи задумался: «Как и тогда, семь лет назад, когда Дмитрий Иванович заступился за студентов. Но тогда волновались в глубине, тайно, а теперь сходка — в открытую!»
Поднимаясь по винтовой лестнице, Куинджи встретил служащего академии и обратился к нему:
— Расскажите мне толком.
— Да что, Архип Иванович, — сокрушенно ответил он, — вольная нынче молодежь пошла. Один ученик, проходя мимо господина ректора, не поздоровался. Тот закричал, сегодня же отдан приказ «исключить». Ученик — за объяснениями. Господин Томишко, уж не знаю, что говорил там, но когда дверь открылась, то в канцелярии слышали, как ректор крикнул: «Вон!» С тех пор началось светопреставление. Не надо бы ректору так резко, коли живем, как на бочке с порохом.
Дальше Куинджи узнал, что учащиеся послали делегацию, но ее отказались принять.
Архип Иванович подошел к дверям анатомической аудитории — самой большой и светлой во всей академии. Ученики стояли плечом к плечу. С кафедры доносился молодой твердый голос:
— Мы должны бастовать до тех пор, пока не получим удовлетворения.
Толпа одобрительно загудела. Куинджи присмотрелся: совсем недалеко от входа, не в состоянии протиснуться, ближе, стоял Аркадий Рылов — он внимательно слушал, в глазах светилось удивление и любопытство. Дальше, впереди него, расталкивал толпу Химона. Гордо подняв голову, Микола что-то кричал, явно поддерживая решение продолжать сопротивление. На лице Константина Богаевского, который находился много впереди, можно было прочесть уверенное одобрение, он как будто бы говорил: «Непременно надо держаться».
Других учеников не было видно, но Куинджи понимал, что они тут же, среди толпы. Только один из его группы не примыкал к бастующим — это был Рерих. Он стоял у двери, наблюдая сходку со стороны, явно не одобряя ее. Архип Иванович считал, что политика — дело совсем не художников, но у него невольно шевельнулось чувство неприязни к этому человеку с маленькой острой бородкой и какими-то искусственными усами, который не захотел смешаться с толпой учеников, предпочел отделиться и наблюдать. «Словно нарочно встал у самой двери, чтобы при малейшей опасности юркнуть в нее, покинув остальных», — подумал Архип Иванович.
К Куинджи подошел посыльный.
— Вас немедленно просят явиться на заседание Совета академии в конференц-зал.
Когда Куинджи пришел туда, все члены Совета были уже в сборе. Профессора навытяжку стояли около своих мест и слушали «повеление» высокого покровителя академии князя Владимира, которое, запинаясь, зачитывал конференц-секретарь. Тут же, несколько в стороне, стояли жандармы.
Волнение охватило старого художника — жандармы в Академии художеств, в том парадном зале, где больше чем сотня лет проходили все торжественные церемонии. Жандармы в храме искусств!
Куинджи понял — выгонят из академии лучших учеников, а самых талантливых сошлют в солдаты или на каторгу. «Надо скорее их предупредить, уговорить, спасти их как-нибудь».
Заседание окончилось быстро. В повелении великого князя значилось: «Бунтовщиков разогнать, зачинщиков арестовать».
Архип Иванович подошел к месту конференц-секретаря, весомо, значительно положил свою небольшую, но крепкую руку на зеленое сукно стола.
— Нельзя полицией, — с волнением начал он, — позвольте мне, я уговорю их разойтись! Я эт-то сделаю!
Не дожидаясь ответа, он направился к двери, потом в коридор, на лестницу. Он шел все быстрее — только бы не затопали сзади жандармы, только бы послушались ученики...
— Дайте мне слово! — произнес он громко, появляясь в анатомической аудитории.
Ученики посторонились, узкая дорожка раскрылась в толпе до самой кафедры, и сразу, как только проходил Куинджи, толпа смыкалась за ним теснее.
Старый художник шагнул на кафедру, схватился за ее края. Руки от волнения дрожали.
— Друзья, прошу вас, вы знаете их жестокость... — Ему захотелось сказать, что там у парадного входа, стоит отряд полиции, он его только что видел, когда проходил по лестнице, но не сказал, сдержался: они могли все ринуться навстречу оружию. — Приступайте завтра к занятиям, иначе закроют академию, начнутся аресты. Прошу вас, немедленно расходитесь! — властно закончил он.
В эти мгновения быстро работала мысль: «Неужели они не послушают, неужели, безоружные, рванутся сейчас туда, где ждут их жандармы? Как сказать это? ..»
Толпа качнулась, заколебалась, громко прозвучал молодой решительный голос:
— Профессор прав. Начальство вызвало жандармов. Расходитесь!
Учащиеся академии сначала поодиночке, потом потоком направились к запасному входу и переулками вышли на набережную Невы. «Послушали», — радостно промелькнуло в сознании Архипа Ивановича. Он продолжал стоять неподвижно, обеими руками держась за края высокой кафедры, дождался, когда разойдутся ученики, потом и сам ушел через эти же двери, даже не известив Совет академии.
Медленно брел он по улице к дому, наблюдая за тем, как по всему Васильевскому острову гарцевали конные жандармы. С Куинджи расправились просто. Когда великому князю было доложено, что Куинджи предупредил бастующих студентов и потому зачинщики остались невыявленными, великий князь на этот раз повысил голос:
— Не понимаю, как об одном человеке так много можно разговаривать!
Теперь смысл этих слов оказался ясен. В тот же день был отдан приказ о домашнем аресте профессора и об его увольнении из числа профессоров Высшего художественного училища.
1-2-3
А.И. Куинджи. Набросок за 4 дня до смерти А.И. (И.Е. Репин) | Ночь на Днепре (А.И. Куинджи, 1880 г.) | Дом, в котором жил А.И. Куинджи до 1886 г. |