В сказочном краю
Издавна остров Валаам на Ладожском озере привлекал русских художников. На нем побывали И. Шишкин и Н. Рерих, А. Гине и П. Джогин, А. Мокрицкий и А. Мещерский...
О Валааме - острове в Ладожском озере - Куинджи постоянно слышал от своих новых товарищей, молодых художников: с азартом, воодушевлением рассказывали они о суровой природе Валаама, его скалах, отполированных валунах, о ручьях, бегущих среди этого каменного царства. А деревья? Диво дивное! Высокие сосны, березы, душистые липы и царственные клены... Остров пропитан поэзией со всех сторон. Да и свет там, наверняка, необычный. Там свое царство, заповедный мир природной гармонии. Куинджи решил съездить на Валаам.
Вернувшись из сказочного края, Архип Иванович неутомимо писал этюды. В искреннее удивление пришел сосед по квартире Куинджи - пейзажист Судковский, неужели за столь короткое время можно получить столько идей для творчества? Вскоре появились пейзажи "Ладожское озеро" и "На острове Валааме" (оба - 1873). Романтическим Ладожским озером художник остался доволен. С выставки картину продали частному лицу, и она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до самой смерти. Картина "На острове Валааме" была окончена и представлена на академической выставке в 1873 году. И.Е. Репин сообщил П.М. Третьякову, хозяину знаменитой московской галереи живописи: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге». "На острове Валааме" является первым произведением Куинджи, приобретенным П.М. Третьяковым.
Образ природы в этой работе довольно суровый, здесь можно ощутить напряженность и драматизм в передаче настроения. Свет несколько театрален, словно искусствен. Подобное можно часто встретить в произведениях академистов. Популярность Архипа Куинджи стремительно росла. О нем заговорили в кругах русской интеллигенции. Многие назвали картину "На острове Валааме" национальным пейзажем.
За границей
Фортуна улыбнулась Архипу Ивановичу Куинджи. К нему пришел успех. Картины продавались, материальное положение улучшилось, и молодой художник решился на поездку в Европу. Тем более что за границей в пенсионерской поездке находился друг-собрат И.Е. Репин. И не в праздности и удовольствиях они проведут там время: оба заняты. Они оба пытались изучить французскую живопись. Куинджи выехал за границу в начале сентября 1873 года. Он побывал в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне, Мюнхене, побывал в Брюсселе и Париже. Далее переправился в Лондон через Ла-Манш. А в Россию возвращался через Швейцарию и Вену.
Первое его посещение заграницы оказалось непродолжительным, но плодотворным. Позже в кругу своих товарищей Куинджи молчал и не высказывал свои личные впечатления от Европы и новой живописи, которую он там увидел. Скорее всего, современное искусство Франции не вызвало в нем должного восторга. Надежды не оправдались.
И еще Куинджи все время рвался на родину: он хотел жить, работать, любить. Уже из России он писал Репину: "Приезжай, брат, скорее к нам, да будем работать". В середине 70-х годов XIX века художник стал довольно популярной личностью. Не одна выставка не проходила без его работ. Зрители ждали его новых произведений, а в залах, где они были выставлены, проводили долгое время, взволнованные и очарованные. В 1875 году Архип Куинджи стал передвижником.
Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Еще одна победа на его счету. В том же году Куинджи удалось поехать в Европу во второй раз: деньги на поездку он снова заработал продажей картин. Это еще раз доказывает, что Архип Иванович был самостоятельным человеком. Он вовсе не надеялся на содействие Академии искусств. 1875 год примечателен и еще одним событием: Куинджи, вернувшись из Парижа, женился на Вере Леонтьевне Шаповаловой, которой был верен все эти годы. Молодой человек очень ответственно отнесся к женитьбе. Он просил своего друга Илью Репина порекомендовать ему хорошего портного, чтобы выглядеть как подобает "приличному человеку". Обвенчавшись в Мариуполе, молодые в августе приехали в Петербург. Художники были поражены женитьбой Куинджи. "Куинджи вернулся и притом в паре с молодою гречанкой."
Молодожены хотели уехать в свадебное путешествие на сказочный остров Валаам, где художник предполагал удивить Веру Леонтьевну красотой и величием суровой природы этого края. Но пароход, который вез новобрачных, попал в бурю, затем наткнулся на камень, образовалась течь, и супруги едва спаслись на лодке. В ту поездку в сказочный край Куинджи не сделал ни мазка. Просто все необходимое для этого потонуло. Но никакие бури не могут помешать настоящей любви! В медовый месяц были у молодоженов и шепот старых лип, и пение чистых ручьев. Супруги Куинджи на это надеялись - их ожидала длинная прекрасная жизнь!
"Украинская ночь"
В 1876 году Куинджи сделал важное открытие в искусстве. В картине "Украинская ночь" художник создал новый романтический образ. О Куинджи заговорили как о маге и волшебнике. Впервые "Украинская ночь" была показана зрителю на одной из передвижных выставок. Академия художеств отказала передвижникам в предоставлении зала, по этой причине было снято другое помещение, которое находилось в Академии наук. Но залы не были отоплены, да и у передвижников на это денег не было. Многие считали, что выставка провалится. Но произошло чудо, посетители все шли и шли. "Украинская ночь" поразила зрителей. Даже один из критиков сказал, что она является звездой всей коллекции.
В других суждениях звучало: "В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского". Картина была необыкновенно поэтична, она звала к философствованию, размышлениям. "Украинская ночь" стала вехой в творчестве Куинджи. Художник уже не обличал действительность, он показал свое романтическое восприятие жизни. Это значило, что Куинджи уже не по пути с передвижниками. В данной картине отчетливо были видны корни его взглядов. Они даже кажутся наивными. Сюжет не был сложным, все было просто. С этих пор Куинджи начал говорить языком живописи о красоте этого мира. Очень жаль, но ничего вечного на земле не бывает. Крамской увидел потемнение живописи Куинджи, позже он посоветовал ему остановиться от создания письменного впечатления от увиденного. Нестеров вспоминал о картине Куинджи вот так: " я совершенно растерялся, но был восхищен до истомы". "Украинская ночь" является волшебным зрелищем. Это отлично!!! Новаторство Куинджи были принято и понято его современниками. Крамской писал, что в России никто не умел различать в такой мере, как Куинджи, какие цвета дополняют и усиливают друг друга.
В 1878 году в Париже открылась Всемирная выставка. Отдел русского искусства комплектовал художественный критик А.И. Сомов. Он не замедлил включить произведения Куинджи в экспозицию. Вместе с женой Верой Леонтьевной художник в третий раз поехал за границу.
Художнику хотелось, чтобы любимая порадовалась его успехам, чтобы у нее счастливо засияли глаза! Куинджи присутствовал на выставке, слушал отзывы французской прессы. Это было важным для каждого художника. Приятно, когда тебя высоко оценивают, кажется, что не зря живешь на свете, многое можешь. Произведения Куинджи, особенно "Украинская ночь", отметили известнейшие французские критики. Их высказывания дают понять, какое место занял Куинджи в мировом искусстве, как отнеслась и что увидела в его работах парижская публика. Наравне с "Украинской ночью" экспонировалась "Степь" (1875), "Забытая деревня" (1874) и "На острове Валааме" (1873).
Днепр (А.И. Куинджи, 1901 г.) | Вечер в Малороссии (А.И. Куинджи, 1878 г.) | Лунная ночь. Эскиз (А.И. Куинджи) |