Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


Мечты о Крыме

Берег моря со скалой          Одной из главных загадок в жизни художника стало то, что в 1880-е годы, в самый разгар славы, когда у его полотен собирались толпы поклонников завороженных его живописью людей, Куинджи отказался от участия в выставках. Он «замолчал» более чем на двадцать лет, почти до самой смерти. В чем же было дело? Исследователь жизни и творчества Архипа Куинджи Н.Н. Новоуспенский считает, что это решение появилось в результате крайне обостренного чувства общественной ответственности. Раз от него ждут всякий раз нового чуда, он должен создавать его. А вдруг родится просто новая работа — не чудо и разочарует зрителя? Перестав выставляться, художник все равно продолжал много работать, он писал эскизы, композиции. Картины соответствовали самым высоким живописным уровням.

          Посмертное наследие Архипа Куинджи включает в себя более 500 произведений, значительная часть которых написана в Крыму. Именно Крым стал для Куинджи духовным центром. Много лет Архип Иванович мечтал: уж если жить, полностью погрузившись в творчество, то именно в Крыму, у моря. Куинджи приобрел земли в районе Кацивели, в Алупке, обширное имение (более 225 десятин) с девственной природой, с причудливой красотой прибрежной полосы и скалой Узун-Таш. Именно это он часто писал в своих картинах. Стоит заметить, что многие из учеников Куинджи получили всемирную известность, создали новое направление в русской пейзажной живописи.

          Скорее всего, сказывался долгий путь Куинджи к живописи, поэтому он очень трогательно относился к начинающим художникам. Он любил их как своих детей. Именно к нему магнитом тянулись целеустремленные и волевые люди, каким был и он сам. Доброта, отзывчивость и преданность Куинджи поражала всех. Много светлых, теплых минут подарили учитель и ученики друг другу. Творческий союз Куинджи и его учеников был связан Крымом. А еще они вместе пили чай, ели фрукты, купались в ласковом Черном море.

Последние выставки

Березовая роща. 1879          В 1880 состоялась довольно не простая выставка, показывалась одна-единственная картина художника. Эта была "Лунная ночь на Днепре", показанная в помещении Общества поощрения художеств на Большой Морской улице. У здания были выстроены длинные очереди, люди стремились увидеть нечто новое. Журналисты захлебывалась от восторга. Они утверждали, что новая картина Куинджи является настоящей сенсацией. О "Лунной ночи на Днепре" писали не только профессиональные критики, но и великий химик Д.И. Менделеев, поэт Я.П. Полонский. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи, - сообщал И.Н. Крамской И.Е. Репину. - ...Этакий молодец. Прелесть!» Главная тайна, которая заключалась в картине, - ее убедительность. Небо там - настоящее, бездонное, река течет, лунный свет околдовывает. "Лунная ночь на Днепре" - вершина творчества Архипа Куинджи. Сам художник это тоже чувствовал.

          В 1881 году он выставил новый вариант картины "Березовая роща". Эта работа не вызвала восхищения. Вскоре в Париже и Москве прошли последние прижизненные выставки Куинджи. После 1882 года Куинджи лишь однажды открыл двери своей мастерской для нескольких учеников. Но этот случай больше похож не на выставку, а на исповедь. Художник света погрузился в молчание.


Березовая роща (1879 г.)

Березовая роща. Пятна солнечного света (1890-1895 гг.)

Березовая роща (1879 г. )



Главная > Биография > Мечты о Крыме
 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.