Куинджи Архип Иванович  
 
 
 
 


Уход от передвижников

Лес. 1887          1879 год. На VII Выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи показал одну из своих последних работ – знаменитую "Березовую рощу". Выставка была для художника "урожайной". Также он показал картины "Север" и "После дождя". В жизни Куинджи эта передвижная выставка стала заключительной, после чего он вышел из товарищества и некоторое время выставлялся отдельно. Это нечастый случай для художественной жизни того времени. Самостоятельный творческий полет предполагал уверенность в своих силах, веру в собственный талант, вообще, в силы моральные, физические, душевные. Необходимо быть ярчайшей личностью в искусстве. Куинджи удивил всех необычайностью картины "Березовая роща". Таких примеров в искусстве еще не было. На полотне создан облик чистой и совершенной природы. В звучных красках запечатлен радостный солнечный день. По всему полотну был разбросан зеленый цвет. Зеленый цвет подчеркивает мысль о ясности мира.

          Современники отмечали, что Архип Куинджи мыслил цветом, улавливая в природе его тончайшие нюансы... Также художник обладал необычайным даром полно видеть мир. О зоркости Куинджи рассказывали легенды. И.Е. Репин вспоминал: "В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей...". Стоит сразу помянуть, что чувствительность глаза без тонкого знания гармонии цветов, колорита, тона ничем не является. Это – ничто! Куинджи удалось добиться совершенного знаний этого.

Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898-1908          Все его познания в полной мере проявились в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях. 1879 является для художника годом противоречий. Он отказывается от идей передвижников в картине «Березовая роща». «После дождя» укрепляет реалистические основы его творчества. Энергия природы отличная тема для пейзажей - считал Куинджи в 1870-х годах. Мощь мира, вечное его движение, драматические коллизии, совершающиеся в природе, художник будет пытаться передать и в дальнейшем. Вскоре отношение Куинджи и передвижников испортились вовсе.

          В марте 1880 года он окончательно покидает их ряды. Ссора произошла из-за, на первый взгляд, маленькой детали. В одной из газет появилась статья о том, что Куинджи списывает свои картины с других полотен. Статья была анонимна. Подразумевались полотна «Украинская ночь» и «Березовая роща». Может быть, статья прошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М.К. Клодт - в каком-то смысле конкурент Куинджи. Куинджи потребовал исключить Клодта из товарищества. Но передвижники не согласились на это. И Архип Иванович решил сам поставить точку в отношениях с бывшими товарищами. Говорят, что истинная причина скрывалась в другом. Куинджи ранее других художников исчерпал возможности передвижнического направления и захотел обрести творческую свободу, когда никто и ничто не сковывает творческую инициативу.

Куинджи-педагог

Лунная ночь. Зима.          В истории русского искусства можно найти очень яркую и необычную главу - преподавательская деятельность Архипа Ивановича Куинджи. В мастерской маэстро зажигались такие «звезды» живописи, как Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рушиц, Пурвит, Краузе, Рерих, Рылов, Борисов, Вагнер, Чумаков и другие. Каждый из них имеет свою дорогу в мастерскую Куинджи. Латри привел его дед, И.К. Айвазовский. Бровар и Кандиуров пришли к Куинджи после окончания Академии художеств. «Неспособный» Богаевский был принят Архипом Ивановичем в пейзажную мастерскую вольнослушателем. Сам Виктор Васнецов называл Куинджи своим учителем колорита.

          По пятницам с 10 утра до 14 часов дня Архип Иванович открывал двери мастерской для всех желающих консультироваться по вопросам пейзажной живописи. Часто в стенах помещения оказывалось трудно дышать: набивалось более 200 человек, которым Куинджи читал лекции. Мастерскую - в широком смысле слова - Куинджи представлял себе как единую семью, объединенную общим интересом к искусству.

          Куинджи дружил с такими выдающимися художниками как Васнецов и Репин. Ребят, которые учились у него, Архип Иванович уважал и любил. Во время студенческих волнений 1899 года ему пришлось оставить официальное педагогическое поприще. Хоть он и не был учителем в академии, но своих самых верных и любимых студентов он не оставил до конца своих дней. Ему удалось свозить их за свой счет за границу, он продолжал заниматься с ними, вникал во все их жизненные ситуации. Вот ряд педагогических рекомендаций Куинджи: «Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть "внутреннее", то есть мысль, художественное содержание». Об этюдах: «Это... то же самое, что записная книжка писателя, где отдельные фразы и заметки».


Алупка

После дождя (А.И. Куинджи, 1879 г.)

Север (А.И. Куинджи, 1879 г.)



Главная > Биография > Передвижники
 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.