Куинджи Архип Иванович  
 
 
sedi.ru
 
 


У каждого свой Гефсиманский сад

          Перед смертью Архип Иванович очень хотел увидеть всех своих учеников. Вероятно, Куинджи желал дать им последнее наставление, сказать последнее напутственное слово. Этому не суждено было случиться. К предсмертному одру учителя подоспели немногие.

          Однако Куинджи успел оставить ученикам и нам, ныне живущим, свое духовное завещание. Своего рода исповедью, итогом многолетних раздумий творца можно считать картину "Христос в Гефсиманском саду", написанную за несколько лет до кончины (ныне это произведение хранится в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике). "Христос в Гефсиманском саду" - единственное произведение Архипа Ивановича Куинджи, созданное на евангельский сюжет. Художник придавал картине большое значение. Она была показана Куинджи друзьям и некоторым ученикам четвертого ноября 1901 года.

          Картина зрителей поразила. Она не была похожа ни на какие другие произведения художников-современников, обратившихся к евангельской теме. На их полотнах Иисус Христос представлен либо как бунтарь, либо как миссионер, но во всех случаях он - смертный человек. Куинджи подошел к образу Иисуса по-иному. В картине нет прозаической описательности, а немногие детали приобретают символический смысл. Идя от текста Евангелия, от реальных форм и красок природы, художник гиперболизировал их, создал декоративно-плоскостную живопись.

          Выразительность художественных средств полотна "Христос в Гефсиманском саду" позволила Куинджи выйти за пределы конкретного сюжета. В этом полотне волшебный свет, характерный для произведений Куинджи, превращается в фигуру человека — Иисуса Назарянина. Этим светом очерчены фигуры последователей Христа, идущих за ним. Вы можете угадать фигуры - трех взрослых и ребенка. «Поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в боге сделаны». «Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы».

          Последние строки можно относились к тем, кто изображен за деревьями: к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа. У каждого живущего на этой земле есть своя Голгофа, свой Гефсиманский сад. Картина Куинджи "Христос в Гефсиманском саду" — результат духовного «Гефсиманского сада» художника. Она говорит о нем как о глубоко верующем человеке. И еще раз ставит вопрос о вечной человеческой проблеме — одиночестве.

«Никого не принимает»

          Многие художники - современники Куинджи – пытались узнать больше о его живописном секрете в отношении теней и света. Особенно ревниво следил за творчеством Архипа Ивановича художник В.Д. Орловский. Художнику никак не давалось понять, каким образом Куинджи достигает фантастической иллюзии света. Когда Орловский встречал Архипа Ивановича, то всегда весело и жадно его разглядывал, а затем признавался, что работает над раскрытием секрета Куинджи. Куинджи весело смеялся и говорил, что секрета не существует.

          Был случай, когда Орловский увлек Куинджи в мастерскую и подал зеленое стекло.

          -Зачем вы мне дали зеленое стекло? - Куинджи ничего не понимал.
          -Оставьте хитрости, — проникновенно сказал Орловский. - Вы пишете природу, глядя на нее через цветные стекла?!!
          Куинджи от души расхохотался.

          Куинджи никак не понимал, как же доказать другим, что секрета не существует. Есть только изнурительная работа, строгая к себе требовательность, существуют лишь поставленные живописные задачи и мучительные тяжелейшие творческие дороги, к ним ведущие. Орловский так и не решил эту загадку. А другие художники и ревнивые зрители чего только не говорили о Куинджи, что он и необразованный, ничему не учится, все отрицает.

          Критиковали Архипа Ивановича Куинджи враги, что работы его бессодержательны, недостатков много, слабый рисунок, нет никакой композиции. Но вот в чем загвоздка. Природа на картинах Куинджи живая: и спуск к реке, и радостное пение листьев березовой рощи, и луна натурально светится. Словно взял ее художник с небес, уменьшил чудесным образом и поместил на холст.

          ...Жил в Петербурге Архип Иванович в доме Гребенки, на углу 6-й линии, у рынка. Там его буквально завалили письмами, вопросами, предложениями. И к высокой лестнице квартиры, где жил Куинджи, то и дело подъезжали кареты. Наплыв был так велик, что Куинджи, наконец, устав от нашествия людей, повесил на дверях квартиры табличку: «Никого не принимает».

Последние дни мастера

          Последние дни человеческой жизни всегда обладают неким особым смыслом. Потомки вспоминают их и пытаются разгадать тайный смысл. Куинджи умирал тяжело. У художника была болезнь сердца, он ужасно мучался. Болезнь развивалась быстро: в 1910 году не оставалось сомнения, что смерть близка. Как уже говорилось, Куинджи очень хотел повидать своих учеников, но не все смогли приехать к его одру. Среди немногих был прославленный художник Николай Константинович Рерих. В такие моменты Архип говорил весьма странные вещи, от страданий он был не в себе.

          От очень сильных болей Куинджи становилось все хуже и хуже. Когда боль отступала, Архип говорил: «Этто, давайте сегодня говорить глупости». «Этто» было его любимым словечком. Бывали и жуткие минуты: однажды, когда Рерих и Зарубин дежурили ночью у постели Куинджи, он привстал и, вглядываясь куда-то между ними, глухо спросил: «Кто тут?». Ученики ответили: «Рерих и Зарубин». - «А сколько вас?». - «Двое». - «А третий кто?». Ученикам стало страшно. Архип Иванович трогательно ждал своих учеников. Но в летнее время все были в разъезде: Вроблевский - в Карпатах, Пурвит в Риге. Рущиц был за Краковом, Богаевский и Латри - в Крыму, да и остальные вовсе не близко находились. Когда Архипу Ивановичу становилось легче, он требовал от Рериха лист с фамилиями и обсуждал, когда к кому могло прийти письмо, когда, кто и откуда мог выехать, по какой дороге. Он тревожился, торопятся ли к нему, в его последние часы ученики. Картины ожидания были трагичны. Знаменитого художника и живописца не стало 11 июля 1910 года... За поминальным столом говорили о том, каким человеком был Архип Иванович. Вспоминали прекрасные дела и поступки Куинджи. Говорили о том, что он был щедрым и волевым. А также о том, что если Архип Иванович посылал денежную помощь бедным, то обязательно добавлял: «Только не говорите, от кого».

          Как-то Куинджи услышал, как его ученики между собой называли его Архипом. После этого, когда они все вместе пили чай, Куинджи сказал: "Если я буду для вас Архипкой, то кем же будете вы сами?" Куинджи был тонким психологом. Он очень четко разбирался в людях. Когда ему говорили какую-то клевету о нем самом, он часто говорил: "Странно! Я же ничего хорошего этому человеку не сделал". У Куинджи была огромная любовь к птицам. Он умел общаться с ними. В 12 часов каждого дня, когда колокол бил на всю улицу, птицы слетались на крышу мастерской Куинджи. Он кормил и лечил их. В мастерской у Куинджи висела скрипка, сделанная собственными руками. Он научился играть еще в детстве. Когда душа желала музыки, он обязательно брал ее в руки. Куинджи очень часто защищал тех, кто оказался виноватым без вины. Порой, многие ученики даже не догадывались, кто вставал на их защиту. Это был Архип Иванович. Куинджи отлично знал природу человека. Но часто он приговаривал: "Коли загоните в угол, даже овца кусаться начнет". Также он имел потрясающую интуицию. Когда пришла телеграмма о том, что адмирал Макаров сам выходит на разведку, Куинджи предвидел, что адмирала заманивали на мины. После смерти художника осталось множество его работ. В большинстве своем это были этюды. Вся мастерская была просто завалена ими.

          Весь свой капитал в 453 300, а также все картины, художник передал в Общество имени Куинджи. Своей жене он завешал 2500 рублей ежегодно. Он позаботился обо всех - о брате, жене, учениках. Также он дал денег на школу и церковь. В памяти современников Куинджи остался отзывчивым, щедрым и заботливым. Он был магом и гением природы. Неповторимым художником света.


Эльбрус (1889 г.)

Эльбрус (1908 г.)

Эльбрус (1889-1908 г.)



Главная > Биография > Последние дни
 
     

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи. Сайт художника.