Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи. Страница 3
При составлении списка произведений Куинджи члены комиссии по наследию неточно назвали картину «Осень» «Осенней распутицей», а «Озеро» «Ладожским озером». В документах, относящихся ко времени создания указанных произведений, значатся их первоначальные наименования — «Осень» и «Озеро». «Озеро» упоминается в письме группы художников в газету «Новое время». К тому же имеются свидетельства более раннего завершения этих произведений, что весьма существенно, так как показывают на раннее преодоление Куинджи догматики академического романтизма. В 1869 году художник экспонирует в полной мере академическую картину «Вид Исаакия при лунном освещении», исполненную с контрастами светотени и почти барельефным изображением зданий. А спустя год в картинах «Осенняя распутица» и особенно «Ладожское озеро» художник почти преодолевает устаревающие каноны романтического искусства. «Осенняя распутица» — произведение, резко меняющее отношение художника к действительности. В нем звучат социальные интонации, свойственные мировоззрению академических «протестантов», вышедших из Академии художеств из-за нежелания писать картины на библейские сюжеты и стремящихся сблизить искусство с жизнью. Куинджи в конце 1850-х годов вращался в кругу «артельщиков» и, надо полагать, оказался под влиянием их миропонимания. Но есть и документальное подтверждение окончания «Осенней распутицы» в начале 1870 года. Осенью того же года Куинджи подал в совет Академии художеств прошение, в котором ходатайствовал о присвоении ему звания классного художника первой степени. В числе названных им картин, экспонированных в марте 1870 года, — «Осень». Она не означена в Указателе Выставки художественных произведений в императорской Академии художеств в 1870 году.
О времени создания «Ладожского озера» сохранились упоминания Общества поощрения художников. Куинджи продавал две работы «Озеро» и «Валаам» с выставки картин Общества. В записях о проданных произведениях значится, что они приобретены зимой, во всяком случае, не позже марта 1871 года неким С. Д. Башмаковым. Следовательно, закончены они были во время или сразу после первой поездки художника на Валаам в 1870 году. «Валаам» бесследно исчез из поля зрения историков искусства. Возможно, эту картину можно идентифицировать с работой Куинджи «На Валааме», находящейся в Тульском областном художественном музее и датируемой сейчас 1872 годом.
В 1870-1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам — любимое место петербургских пейзажистов. Природа острова имеет много общего со скандинавским ландшафтом. В 1873 году картина «На острове Валааме» была окончена и экспонирована на академической выставке. И. Е. Репин информировал П. М. Третьякова о новой работе Куинджи: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, приобретенное П. М. Третьяковым. «Вид на острове Валааме», подписанный художником и датированный им 1873 годом, вероятней всего, исполнен в 1872 году, после второй летней поездки на Валаам. Об этом Куинджи сообщает при заполнении выставочной анкеты Академии художеств.
В суровом образе северной природы ощутимы драматические настроения, свойственные для взволнованного сознания современного человека. Это настроение Куинджи воплощает в тональных переливах и контрастах освещенности каменистого пейзажа. Свет несколько театрален, будто искусствен, что так часто можно встретить в произведениях академистов. Реалистическое обобщение, внимание к натуре тесно сплелись с условностью, выраженной тревожной светотенью. «На острове Валааме» — последнее произведение Куинджи, где непосредственное восприятие природы, отмеченное острой психологической напряженностью, не заслоняется еще пронзительным чувством социальной неустроенности. Картина «На острове Валааме» показала, что мастерство Куинджи сравнялось с живописным уменьем ведущих пейзажистов его времени. Куинджи стал известным художником. Казалось, что в драматичной трактовке пейзажа он воспринял черты барбизонской школы, произведения которой он мог видеть в Кушелевской галерее. Однако гораздо больше параллелей у Куинджи с искусством скандинавских художников, особенно с финской художницей Ф.Хурберг, чья работа аналогичного психологического плана «Корчевка. Пейзаж Ниланда» появилась в 1872 году. Драматичной интерпретацией мира, при которой использовалась светотеневая живопись, Куинджи близок к дюссельдорфской школе (А.Ахенбах, В.Ширмер и др.). Общественное состояние северных европейских стран, видимо, было идентично России, поэтому искусство так похоже откликалось на беспокойные общественные настроения. Однако в творчестве русского художника не было той повышенной декламационности живописной речи, которая имелась у немецких или норвежских художников. Обаяние дюссельдорфской школы испытали многие русские художники (И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, Л.Л.Каменев, А.А.Попов и др.) — Куинджи воспринял ее влияние опосредованно, через произведения молодых русских пейзажистов. Сам он впервые выехал за границу в 1873 году. В Германии он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен. Несомненно, что основная цель заграничной поездки — изучение старых мастеров, особенно роскошно представленных в мюнхенской Пинакотеке. Современное Куинджи немецкое искусство находилось под сильным влиянием Мюнхенской академии. Переписка друзей Куинджи не сохранила следов удовлетворения этим искусством. В то же время в письмах И.Е.Репина имеются отзывы о французских художниках.
В Крыму (1905 г.) | Вид Исаакиевского собора при лунном освещении (1869 г.) | Вечер на Украине (1878-1901 гг. ) |